09.04.2015 Сотрудникам "боевых" пожарных подразделений, чья работа связана с риском для жизни, увеличат заработную плату. Такое решение принято на заседание коллегии МЧС России, где рассматривался вопрос о повышении заработной платы работников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (ФПС ГПС), региональных поисково-спасательных отрядов, Государственной инспекции по маломерным судам. Как сообщили ИА ЕАОmedia в пресс-службе ГУ МЧС России по Еврейской автономной области, об этом рассказал статс-секретарь – заместитель министра Владимир Артамонов.
- На коллегии Министерства обсуждался вопрос о существующей разнице в оплате труда пожарных федеральной государственной противопожарной службы категории "сотрудники" и "работники", сотрудников ГИМС… Каково реальное положение дел?
- Прежде всего хочу отметить, что бюджет МЧС России 2015 года – это бюджет развития, позволяющий выполнять на высочайшем уровне все задачи, поставленные Президентом и Правительством Российской Федерации. Вместе с тем, вопросы социальной поддержки личного состава находятся на ежедневном контроле у Министра МЧС России В.А. Пучкова.
Мы провели в 2014 году мониторинг ситуации с зарплатами и получили следующие данные. Так, размер заработной платы начальника пожарной части, начальника караула, а также старшего пожарного и пожарного по категории "работник" меньше денежного довольствия по аналогичным должностям в категории "сотрудник" соответственно на 49%, 59,5%, 37% и 35%. При этом, спасатели и инспекторы ГИМС ежемесячно получают больше пожарных примерно на 50 - 40%.
- Какой же выход из сложившейся ситуации?
- Намечено проведение поэтапного повышения заработной платы, в первую очередь, личному составу "боевых" подразделений ФПС ГПС. В эту категорию входят, прежде всего, начальники караулов, командиры отделений, пожарные, водители пожарных автомобилей, то есть те, чья деятельность связана с риском для жизни при проведении работ по тушению пожаров. Также это касается спасателей региональных поисково-спасательных отрядов и инспекторов Государственной инспекции по маломерным судам.
На первом этапе, в течение 2015 года, будут пересмотрены механизмы выплат стимулирующего характера. При этом важно ориентировать личный состав на повышение квалификации. Будет отработан порядок выплаты стимулирующего характера руководству учреждений, личному составу обеспечивающих и вспомогательных подразделений с учетом целевых показателей эффективности их работы, а также включение дополнительных выплат компенсационного и стимулирующего характера.
На следующем этапе в 2016-2018 годах, при условии улучшения макроэкономической ситуации и снижения инфляции и, как следствие, перспективы получения целевых дополнительных бюджетных ассигнований, мы планируем провести мероприятия по увеличению размеров должностных окладов работникам учреждений и организаций МЧС России, то есть пропорциональное, а по некоторым отдельным должностям работников, дифференцированное увеличение должностных окладов.
При этом доработка нормативной правовой базы, регламентирующей содержание и определение размеров и условий оплаты труда работников бюджетных и казенных учреждений МЧС России не требуется.
- Реальная заработная плата работников ФПС ГПС формируется из должностного оклада и выплат компенсационного и стимулирующего характера. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этих выплатах.
- Оплата труда работников бюджетных и казенных учреждений МЧС России и гражданского персонала спасательных воинских формирований МЧС России производится за счет и в пределах лимитов бюджетных обязательств, выделенных на оплату труда.
Установленные доплаты подразделяются на выплаты компенсационного (до 18%) и стимулирующего характера (до 100%) от окладного фонда соответственно.
Между тем, замечу, что на примере проведенного анализа максимальной зарплаты видно следующее: доля должностного оклада составляет 47%, в то же время доля выплат компенсационного и стимулирующего характера - 53%.
Кстати, в соответствии с установленным порядком руководители учреждений вправе перераспределять средства между выплатами компенсационного и стимулирующего характера с учетом безусловного обеспечения выплат компенсационного характера, установленных в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Выплаты компенсационного характера производятся за следующие виды работ: за тяжелые работы, работы с вредными и (или) опасными веществами, особые условия труда; за работу в местностях с особыми климатическими условиями; за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных); за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами.
К стимулирующим выплатам относятся выплаты за интенсивность и высокие результаты работы; за качество выполняемых работ; за стаж непрерывной работы, выслугу лет; премиальные выплаты по итогам работы.
При этом к основным показателям оценки эффективности труда работников относятся успешное, добросовестное и качественное исполнение профессиональных и должностных обязанностей; профессионализм и оперативность при выполнении трудовых функций; применение в работе современных форм и методов организации труда.
Сегодня, например, если за основу взять среднестатистический отряд федеральной противопожарной службы со смешанным типом караулов, то выплаты работникам "боевых" подразделений за интенсивность и высокие результаты работы в среднем составляют до 65% от общей предназначенной для этого суммы; выплаты за качество выполняемых работ - до 45%; премиальные выплаты по итогам работы - до 65% от общей суммы премиального фонда.
И это при том, что численность "боевых" подразделений составляет более 80% от общей численности учреждения.
- Распределение премиального и зарплатного фонда между всеми работниками - чрезвычайно деликатный вопрос. На Ваш взгляд, что самое важное должен учитывать руководитель, чтобы сохранить в коллективе стабильность?
- Действительно, если совершить ошибку, то это может повлечь снижение эффективности труда, привести к потере ценных работников, создать социальную напряженность и нездоровый психологический климат. В том числе, это касается и распределения премиального фонда.
Утверждение размеров премии должно быть справедливым в отношении людей и подразделений в учреждении. Если этот "справедливый" баланс нарушится, то климат в коллективе будет ухудшаться и демотивировать работников.
При дефиците премиального бюджета необходимо определить в деятельности учреждения "ключевые позиции" и поддерживать, в первую очередь, их. В частности, деятельность личного состава "боевых" подразделений.
Решения руководителей о том, кому зарплату повышать и давать премию, а кому - нет, должны быть как можно прозрачнее, так как, если работники не будут до конца понимать принцип распределения средств, то могут возникнуть конфликты и нездоровый климат в коллективе.
При безусловном обеспечении выплат компенсационного характера, выплаты стимулирующего характера являются прерогативой руководителя учреждения, и на примере распределения выплат стимулирующего характера в отряде федеральной противопожарной службы со смешанным типом караулов наблюдается картина неравномерного распределения и признаки социальной несправедливости.
С учетом изложенного, напрашивается единственный вывод: необходим социально-ориентированный прозрачный механизм распределения выплат таких видов доплат стимулирующего характера, как за интенсивность и высокие результаты работы, качество выполняемых работ и премии по итогам года.
- В чем конкретные предложения по исправлению сложившейся ситуации?
- Чтобы повысить уровень реальной заработной платы работникам, в первую очередь "боевых" подразделений пожарных, спасателей и инспекторов ГИМС, предполагаем, что сумма выплат стимулирующего характера за интенсивность и высокие результаты работы, а также за качество выполняемых работ личному составу "боевых" подразделений должна быть не меньше 80% от общей суммы выплат за интенсивность и высокие результаты работы, а также за качество выполняемых работ по учреждению в целом.
Если пожарный, командир отделения или начальник караула повысит свою квалификацию и освоит смежные специальности, применяемые при исполнении профессиональных и должностных обязанностей, то ему выплаты стимулирующего характера составят до 25% от должностного оклада.
Отныне выплаты компенсационного характера личному составу (по категории работник ГПС "боевых" подразделений) будут зависеть и от численности населения в охраняемых подразделениями населенных пунктах. Так, при количестве населения до 100 тысяч - прибавка к зарплате составит 15% от должностного оклада; более 100 тысяч населения - 20%; в городах Москва и Санкт-Петербург, в Московской и Ленинградской областях - 25 %.
Сумма выплат дополнительных премий личному составу "боевых" подразделений по итогам работы за определенный период (месяц, квартал, иной период текущего года) должна быть не меньше 80% от общей суммы премиального фонда.
Дополнительная выплата стимулирующего характера в размере 15% от должностного оклада будет предусматриваться выездному составу региональных поисково-спасательных отрядов; старшим государственным инспекторам (инспекторам) по маломерным судам.
В целях обеспечения дополнительных мер социальной защиты и доведения уровня оплаты труда работников Государственной противопожарной службы до среднего уровня оплаты труда работников в субъектах Российской Федерации руководителям территориальных органов предложено проработать с главами регионов вопрос о возможности установления надбавки к заработной плате работников, в первую очередь "боевых подразделений" Государственной противопожарной службы, за счет средств бюджета субъектов.
Также, целесообразно рассмотреть с руководителями хозяйствующих субъектов вопросы о возможности создания на их территориях федеральных государственных бюджетных учреждений по обеспечению пожарной безопасности, а также по обеспечению предупреждения профилактики и тушения пожаров или заключения соответствующих договоров на выполнение (оказание) услуг федеральными государственными бюджетными учреждениями на возмездной основе, что послужит альтернативой частной пожарной охраны.
В целях снижения социальной напряженности в "боевых" подразделениях мы планируем в дальнейшем постепенно отказываться от смешанных типов и создавать подразделения однородного состава пожарных.
Одновременно в целях экономии бюджетных средств и получения дополнительных доходов МЧС России планирует провести укрупнение отрядов ФПС за счет сокращения количества юридических лиц. Необходимо отметить, что в результате слияния юридических лиц уменьшится количество руководящего состава, а также численность обеспечивающих и вспомогательных подразделений. Высвобождаемую численность, в первую очередь по категории "сотрудник ФПС" предлагается использовать для увеличения численности "боевых" подразделений. В результате мероприятий увеличится численность пожарных рядового состава по категории "сотрудник", и будет достигнута экономия по оплате труда.
Таким образом, в результате предпринимаемых мер по распределению выплат стимулирующего характера можно будет повысить заработную плату работникам "боевых" подразделений от 6,6 до 15,8%.
В итоге зарплата пожарного (без класса) составит 16431-18245 рублей (в настоящее время – 15343), пожарного 3 класса – 18440-20432 рубля (в настоящее время – 17245), пожарного 2 класса - 19686-21855 рублей (в настоящее время – 18384), пожарного 1 класса 21468-23834 рубля (в настоящее время – 20049), начальника караула - 23021-25051 рубль (в настоящее время – 21499).
Предлагаемые сегодня мероприятия хоть и позволят реально увеличить реальную заработную плату работникам, в первую очередь, пожарным, спасателям и инспекторам ГИМС, но все-таки это - тактические временные решения, т.к. фонд оплаты труда не изменяется и остается в пределах выделенных лимитов. Кардинальным решением этого вопроса, в части повышения размеров заработной платы, является пересмотр размеров должностных окладов. А это возможно лишь при дополнительном увеличении бюджетных ассигнований. Над этим мы постоянно работаем и планируем продолжить.
- На коллегии МЧС России прозвучало, что для получения дополнительных средств предстоит дальнейшее развитие внебюджетной деятельности. МЧС будет зарабатывать, оказывая платные услуги?
- Да, мы рассматриваем этот вопрос. Но прежде подчеркну, что оказание гражданам России услуг на платной основе категорически запрещено. Всю необходимую помощь и все услуги от подразделений МЧС России граждане нашей страны получают на безвозмездной основе. Говоря о внебюджетной деятельности, мы подразумеваем работу с юридическими лицами.
В настоящее время подготовлены предложения по внесению изменений в статью 24 "Выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности" ФЗ - 69 "О пожарной безопасности".
Подробнее: http://eaomedia.ru/news/society/09.04.2015/431342/sotrudnikam-mchs-v-eao-chya-rabota-svyazana-s-riskom-dlya-zhizni-povisyat-zarplatu.html