26.03.2015 Мособлдума предлагает дополнить законопроект Минэкономразвития о послаблениях для малого бизнеса
Депутаты Мособлдумы предлагают прописать надзорные каникулы для малого бизнеса в Налоговом кодексе РФ. Соответствующий законопроект (находится в распоряжении «Известий») должен быть направлен в Госдуму РФ 26 марта. Предполагается, что если за последние 3 года малые предприятия не нарушали законодательство о налогах и сборах, то они будут освобождены от проверок на следующие 3 года. Представители малого бизнеса отмечают, что послабления коснутся лишь единичных компаний.
От проверок предлагается освободить тех представителей малого бизнеса, которые в течение трех лет исправно платили налоги. «Налоговые органы не вправе проводить выездные налоговые проверки организаций, отнесенных к субъектам малого предпринимательства ... в течение последующих 3 лет после проведения последней выездной налоговой проверки или нескольких проверок, не выявивших нарушений законодательства о налогах и сборах, за предыдущие 3 последовательных года», — такие изменения предлагается внести в с. 89 «Выездная налоговая проверка» НК РФ.
В пояснительной записке говорится, что выездная налоговая проверка длится от двух до шести месяцев, при этом налогоплательщику необходимо подготовить целый пакет документов, а также присутствовать при любых осмотрах и экспертизах. В итоге проверка требует от предпринимателя материальных затрат и большого количества времени, что негативно влияет на его текущую деятельность.
Задача по сокращению количества проверок в отношении предприятий малого бизнеса была озвучена в послании президента РФ Федеральному собранию в 2014 году. В середине февраля 2015 года Минэкономразвития подготовило законопроект «Об особенностях организации и проведения в 2015–2018 годах проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Документ также вводит надзорные каникулы для малого бизнеса, однако запрет устанавливается не на налоговые проверки, а на другие. В частности, это государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, лицензионный контроль, надзор за соблюдением трудового законодательства, федеральный государственный пожарный надзор, государственный строительный надзор и др. (всего 35 видов контроля, определенных ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»).
Председатель Московской областной думы Игорь Брынцалов отметил, что снижение количества проверок уменьшит возможности для коррупции.
— Во-первых, проект разработан во исполнение поручения президента, который сказал, что необходимо снять ограничения для бизнеса и избавить бизнес от навязчивого контроля. Во-вторых, проверки для некоторых «контролеров» являются еще и способом отъема и передела бизнеса, осуществления своих коррупционных схем. Я уверен, что большая часть представителей малого бизнеса — честные люди и им нужно максимально помогать, в том числе убирая все коридоры для возможности незаконных поборов, — считает Брынцалов.
Представитель Уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей по налогам Михаил Орлов согласен, что решать вопрос о моратории на проверки нужно через поправки в НК РФ.
— Непонятно, как определять добросовестного налогоплательщика, в отношении которого нельзя проводить проверки. За 20 лет работы в качестве налогового адвоката я не сталкивался с актами выездной проверки, где не было бы указано ни одного правонарушения. Поэтому это выглядит достаточно утопично, — говорит он. — Боюсь, что одновременно с сокращением прав налоговых органов по проведению выездных проверок мы столкнемся с тем, что налоговый орган будет ставить вопрос о расширении своих прав на стадии камеральных проверок (проверка декларации), что является еще более опасным инструментом.
Председатель Московского городского отделения «Опоры России» Александр Жарков считает, что необходимо приостановить не только налоговые проверки, но и проверки Роспотребнадзора, МЧС, Пенсионного фонда и пр. То есть логично было бы, по его мнению, принять оба законопроекта.
— Каникулы должны касаться всех проверяющих органов. Налоговые проверки даже не столь обременительны, как все остальные. Тем более что индивидуальных предпринимателей, которые работают по упрощенной системе налогообложения, вообще практически не проверяют, поскольку экономически это нецелесообразно. Кроме того, налоговики не могут вернуться с проверки без выявленных нарушений, иначе их подозревают в возможной коррупции, так что послабления коснутся лишь единиц, — считает Жарков.
По данным Росстата, на конец 2013 года в стране было зарегистрировано чуть более 2 млн малых предприятий, на которых занято почти 11 млн человек. Оборот малых предприятий составил почти 25 млрд рублей. http://izvestia.ru/news/584555