23.03.2015 В 2014 году и за истекший период текущего года в Архангельской области зарегистрировано пять пожаров в крупных торговых объектах. Ущерб оценивается почти в 20 млн рублей. Основными причинами возгорания стали неосторожное обращение с огнем и нарушение требований пожарной безопасности при проведении сварочных работ.
После трагического случая в Казани региональное управление МЧС опубликовало разъяснения – в каких случаях проводятся проверки торговых центров и с какими проблемами сталкиваются инспекторы Госпожнадзора. Интервью начальника Главного управления МЧС России по Архангельской области Шахобиддина ВАККОСОВА размещено на сайте www.29.mchs.gov.ru.
В Архангельской области насчитывается 47 торговых центров площадью застройки 3 тысячи кв. м и более. В первую очередь наибольшую пожарную опасность в крупных торговых центрах создают их большая площадь, огромное количество помещений с различным функциональным назначением, неоднозначная (а порой уникальная) планировка и большое количество одновременно находящихся в здании людей. Хочу заметить, что российское законодательство реагирует на мнение бизнес-сообщества, идет на значительную либерализацию законов относительно предпринимательской деятельности. Уже много лет инспекторы госпожнадзора (ГПН) не курируют строительство – это выведено из компетенции МЧС России. Считается, что проектировщики и строители должны знать требования всех технических регламентов.?
ГПН не участвует в государственной приемке объектов – это также выведено из практики. Законодатель исходит из того, что объект должен быть построен с соблюдением всех необходимых норм и три года должен эксплуатироваться без вопросов со стороны надзорного органа МЧС России. Инспектор может проверить объект бизнеса лишь спустя три года после ввода в эксплуатацию.
По результатам проведенных ранее проверок в торговых центрах на территории Архангельской области выявлен целый ряд нарушений. Это и изменения объемно-планировочных и конструктивных решений без проекта, проблемы с путями эвакуации, установка турникетов, препятствующих свободной эвакуации. Все пространство возле торговых центров отдано под стоянку автотранспорта, не обеспечивается беспрепятственный проезд пожарной техники.
Порой слишком велико расстояние от торговых помещений до ближайшего эвакуационного выхода, а на самих путях эвакуации применяют материал для отделки стен и потолков с более высокой пожарной опасностью по отношению к допустимой. И это еще не полный перечень вопросов к торговым новостройкам-гигантам. Неисполнение требований законов станет критичным в случае пожара или повышенной снеговой, ветровой нагрузки, или иных факторов, которые могут привести к беде.
Кроме того, в крупных торговых центрах осуществляют свою деятельность множество хозяйствующих субъектов (собственников, арендаторов, субарендаторов), что значительно затрудняет работу инспектора. В них практически не проводятся тренировки по эвакуации. Все вместе ведет к тому, что хорошо иллюстрирует поговорка про дитя у семи нянек.
В соответствии с законодательством, инспектор должен проверить весь объект - здание целиком, а соответственно выполнить все предусмотренные административные процедуры в отношении каждого правообладателя в рамках одной проверки.
В соответствии со статьей 6.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности», основанием для включения в ежегодный план плановых проверок является истечение:
- трех лет со дня ввода объекта защиты в эксплуатацию или изменения его класса функциональной пожарной опасности;
- трех лет со дня окончания проведения последней плановой проверки объекта защиты.
Основанием для проведения внеплановых проверок является:
- поступление сведений от организаций, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться объектом защиты, о вводе объекта защиты в эксплуатацию после строительства, технического перевооружения, реконструкции, капитального ремонта или об изменении его класса функциональной пожарной безопасности;
- поступление в орган ФГПН обращений и заявлений, из средств массовой информации о фактах нарушений требований пожарной безопасности, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, угрозу возникновения пожара, либо влекут причинение такого вреда, возникновение пожара;
- истечение срока исполнения предписания, выданного органом госпожнадзора, об устранении выявленного нарушения требований пожарной безопасности;
- наличие решения органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении особого противопожарного режима на соответствующей территории.http://www.bclass.ru/stroyindustriya/nachalnik-regionalnogo-mchs-inspektor-gospozhnadzora-mozhet-proverit-torgoviy-tsentr-lish-spustya-tri-goda-posle-vvoda-v-ekspluatatsiiu