07.02.2015 Чтобы инновации взяли на «службу», им придётся много лет доказывать эффективность.
В Арктической зоне России безопасность – красная нить для любых процессов.
Уже появились первые из десятка запланированных аварийно-спасательных центров, на Ямале местом дислокации такого, предположительно в 2016 году, станет Надым.
О том, что он будет собой представлять, насколько отвечает прогрессу, на Всероссийском сборе представителей Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС, который прошел в Москве, «КС» рассказал руководитель ГУ МЧС по ЯНАО Аркадий Бессонов.
– Это будет обычный спасательный центр, рассчитанный для работы по всему округу. Но с возможностью проведения спасательных операций в Арктике, укомплектованный техникой, применимой в таких условиях: морские суда классов «О» и «М», которых сейчас у нас нет, суда на воздушной подушке. А такую технику, как трэколы и вездеходы, уже давно используют на Ямале. Важна и подготовка сотрудников. У нас есть учебный центр в городе Вытегра, там спасателей готовят к работе в условиях Крайнего Севера.
– Арктический регион, сложный климат, – без современных технологий спасателям, наверное, не обойтись. Здесь на выставке представлены новейшие разработки – пожарные костюмы, беспилотники. Насколько эта техника востребована у спасателей, применяется ли она в ЯНАО?
– В августе прошлого года в Ноябрьске открыли новое подразделение, специализированную пожарно-спасательную часть – мощную, оснащенную серьезной техникой. Планируется в течение двух лет закупить и поставить на боевое дежурство более тридцати единиц техники, пожарной и не только. Есть намерение создать базу беспилотных летательных аппаратов.
Но, во-первых, не всё то, что можно применить в Краснодарском крае, на Ямале будет работать. Те же «беспилотники» не всегда можно использовать при низких температурах. Мы отказались от квадрокоптера из-за этого: на холоде аккумулятор быстро разряжается и так далее.
Во-вторых, наша служба консервативна.Применение новых технологий в пожаротушении – вопрос, к которому надо подходить осмотрительно. При спасении людей ошибок быть не должно, а новинки порой подводят. Вот когда они докажут свою эффективность и надежность, тогда можно пробовать и у нас. И в арктических аварийно-спасательных центрах, которые уже построены, а их три – в Архангельске, Дудинке и Нарьян-Маре, используют обычную спасательную технику, которая зарекомендовала себя еще с 90-х годов.
– В январе салехардские автолюбители возвращались по зимней автодороге с новогодних каникул. Дорогу замело, и десятки машин попали в чрезвычайную ситуацию. Как проводилась спасательная операция? Почему водители не могли дозвониться по номеру «112»?
– Как раз по этому номеру люди с зимника и позвонили в центр управления кризисных ситуаций, а «Ямалспас» направил технику. К сожалению, пока остаются «мертвые» зоны, где не дозвониться до спасателей – это зависит от развития сотовой связи в округе.
Другая проблема: нет мобильных средств для деблокирования автомобиля. Задача «Ямалспаса» – спасать людей, а машины приходится оставлять на зимнике. Никто свою технику бросать не хочет и приходится ждать расчистки дороги.
21 января на заседании комиссии по ЧС рассматривали вопрос создания на базе муниципальных образований мобильных бригад для оказания всесторонней помощи. Главное управление вышло с таким предложением. Но очень важно и автомобилистам готовиться к поездке.
В округе более пяти тысяч километров зимних автодорог, у нас нет дополнительных сил, чтобы везде установить палатки, людей поставить. Каждый водитель, отправляясь в путь, тем более с пассажирами, берет на себя огромную ответственность. Все факторы риска обязательно нужно учитывать, ведь езда по зимнику это всегда экстремальное вождение. Как минимум за день нужно поинтересоваться прогнозом на следующие сутки. Мы – северяне, мы знаем: если ветер северо-восточный или юго-западный, жди метели! Это уже опасно. Что мешает водителю за сутки до поездки позвонить диспетчеру и узнать прогноз?..
Специально выясняли в ЕДДС Шурышкарского района: никто не интересовался ситуацией на зимнике… Необходимо знать телефоны всех спасательных служб, в том числе ЕДДС. Нельзя на Крайнем Севере жить на авось! Мы учим школьников и дошколят основам безопасности жизнедеятельности, а взрослые люди иногда не понимают элементарных вещей.
ДЕТАЛИ
Бизнес отпустили на «каникулы».
Более двух миллионов россиян в прошлом году обратились за помощью в МЧС. А как 2014-й прошел на Ямале?
Всего, рассказал Аркадий Бессонов, по телефону 112 поступило более 250 тысяч обращений. Из них примерно четверть по проблемам ЖКХ, более половины по организации поисково-спасательных работ, остальные – самые разные, бывают и ложные. Больше всего звонков, 190 тысяч, было из Нового Уренгоя, для сравнения: в Салехарде обратились всего 336 человек.
Спасено более 1700 человек.
– Мы проводили анализ за последние пять лет, и все оперативные показатели на Ямале снижаются, – говорит Аркадий Леонидович. – Допустим, в 2010 году на пожарах погиб 41 человек, за 2014 год – 23. Наблюдается и уменьшение количества погибших на водных объектах. Мы думаем, что эта тенденция в 2015 году продолжится, а по итогам 2014-го Ямал занял третье место в УФО, разделив его с Челябинской областью. Конечно, есть к чему стремиться: в прошлом году, к сожалению, не удалось избежать гибели детей: зафиксировано четыре случая – в Новом Уренгое и Ноябрьске.
Глава МЧС среди задач на 2015 год поставил перед нами необходимость снижения административной нагрузки на малый и средний бизнес. Мы – единственная структура, которая объявила «каникулы» для предпринимателей с 2014 года. Количество проверок у нас упало в разы. Например, по вопросам пожарной безопасности – в семь раз, по вопросам гражданской обороны – в 90, мы сегодня практически не проверяем малый бизнес, выезжаем только для проверок по заявлениям граждан или на совместные с органами прокуратуры, – заключил главный спасатель Ямала.http://ks-yanao.ru/novosti/31415-новшества-делают-спасателей-консерваторами