30.01.2015 Инженерная машина БАТ-М на шасси танка T-52 базируется в расположении 24-й специализированной пожарной части по тушению крупных пожаров ГУ МЧС России по Волгоградской области. Путепрокладчик БАТ-М относится к классу инженерных машин и предназначен для прокладывания колонных путей, засыпки воронок, рвов, траншей, устройства пологих спусков на крутых склонах, проделывания проходов в завалах, прокладывания просек в кустарнике, мелколесье; расчистки дорог и колонных путей от снега, расчистки обломков зданий, отрывки кюветов; может использоваться для отрывки котлованов, окопов и укрытий для техники, грузоподъемных работ, засыпки собранных в котловане, блиндажей, убежищ. Но это все в теории. А что же на практике?
А на практике БАТ уже стоял заведенный на плацу возле пожарной части, рокоча 12-цилиндровым дизельным двигателем мощностью в 415 лошадиных сил. Чуть газку – и машина скрывается в сизом облаке сгоревшего дизельного топлива, а округа наполняется даже не рокотом – ревом и лязгом, за которым скрывается неудержимая мощь этого транспортного средства. Усугубляет это впечатление огромный бульдозерный отвал, который к тому же может находиться в трех положениях. От этого, собственно, зависит и ширина машины. При установке отвала в бульдозерное положение ширина БАТ-М составляет пять метров. При двухотвальном – четыре с половиной. Меньше всего места машина занимает при установке отвала в грейдерное положение. Тогда БАТ становится шириной «всего» четыре метра. Кабина машины такая же, как и у всей военной или околовоенной техники. Много места, но при этом сидеть ужасно неудобно, а для того, чтобы попасть на место механика-водителя, нужно быть как минимум акробатом. Впрочем, когда руки ложатся на рычаги фрикционов, а ноги упираются в педали – то посадка мехвода становится вполне удобной. Местами даже комфортабельной. Кстати, педали вполне себе автомобильные – под правой ногой газ, под левой – педаль сцепления. Между ними тормоз. Рулится машина двумя рычагами, управляющие, соответственно, левым и правым бортовыми фрикционами. Для плавного поворота достаточно лишь чуть потянуть рычаг на себя. Если же потянуть его до конца, то радиус разворота этого гусеничного монстра не превышает длины самого путепрокладчика.
Обзора в машине как такового нет. Более-менее сносно видно лишь то, что происходит перед машиной. Боковые окна-бойницы лишь пропускают свет. Но с другой стороны, по дорогам общего пользования такой машине перемещаться категорически запрещено хотя бы потому, что негабаритная по ширине и гусеничная. А там, где эта машина ездить может – обзорность по сторонам и не важна. Главное, чтобы было видно, куда ехать. Заводится этот монстр как дорогая иномарка. Кнопкой. Точнее, двумя. Первую, запускающую масляный насос, нужно удерживать в нажатом положении не менее минуты. По крайней мере так гласит табличка на приборной панели. Вторая кнопка собственно запускает дизель. После этого разговаривать в кабине можно только жестами, ибо шум дизеля заглушает все звуки. Передачи включаются очень жестко, а вот трогается техника весьма аккуратно и рулится, несмотря на тракторные повадки, вполне точно, сжигая за один мото-час работы больше 40 литров дизельного топлива.
Если же говорить о расходе топлива, то у этой машины он неприлично огромен. Трех баков общей емкостью 1200 литров дизельного топлива хватит на 500 километров пробега. Или примерно на 12–15 часов работы. Однако и за это время машина успевает сделать очень многое. Достаточно только сказать, что за час она может пробить до 10 километров так называемого колонного пути по пересеченной местности. Или если перевести на русский, то одной такой машины зимой 2012–2013 года было бы достаточно для того, чтобы через два-три дня полностью восстановить движение на заметенной снегом федеральной трассе Волгоград–Сызрань, и не только пробить дорогу, но и вытащить из снега застрявшие грузовики, ибо своей бортовой лебедкой БАТ способен вытащить даже застрявший танк. Но и летом машине найдется применение. К примеру, он достаточно легко может провести опашку леса, чтобы предотвратить перекидывание огня на лесной массив.
Остается лишь добавить, что к месту работы сей гусеничный монстр массой более 27 тонн перемещается на специальном трейлере, на время перевозки все навесное оборудование переводится в транспортное положение. На прицепе уже оборудован специальный ящик, где хранятся масло, палатка для экипажа, печка и прочие необходимые для автономной работы вещи. Пока машина совершила всего один «боевой выезд» – на межведомственные учения по ликвидации затора на трассе Волгоград–Сызрань. Но в случае необходимости выдвинуться туда, где необходима помощь тяжелой техники, машина может за считаные минуты, а остальное будет, как говорится, делом техники.http://southern.mchs.ru/pressroom/news/item/470798/