19.12.2014 Жилые дома, построенные в Подмосковье с разрешения чиновников прямо над трубопроводом с авиационным топливом, препятствуют проведению ремонтов трубы. Ее пора ремонтировать, но отсутствие доступа к телу трубы создает реальную угрозу безопасности полетов и может нанести значительный экологический ущерб
Авиационное топливо, которое поступает в московские аэропорты «Шереметьево», «Внуково» и «Домодедово», может подвергнуться загрязнению из-за технического состояния труб Кольцевого магистрального нефтепродуктопровода (Кольцевой МНПП).
Кольцевой МНПП, проходящий по территории Московской области в виде трех колец вокруг столицы, был передан в состав АК «Транснефть» в марте этого года в рамках процедуры слияния с АК «Транснефтепродукт». Нефтепроводчики тут же столкнулись с острой проблемой, решить которую по сей день не удается. Помимо авиакеросина, этот же трехниточный продуктопровод перекачивает бензин и дизельное топливо на другие объекты Московского региона. Таким образом, труба является объектом стратегического значения.
Проведя ревизию, «Транснефть» выявила удручающую ситуацию с безопасностью труб − над ними построено множество жилых и производственных объектов, которые препятствуют проведению профилактических работ на Кольцевом МНПП. В случае нештатных ситуаций, у компании просто не будет возможности должным образом устранить последствия аварии. Кроме того, невозможность отремонтировать участки трубы, над которыми столь легкомысленно построены дома, может привести к ухудшению качество топлива, поступающего в аэропорты Московского авиационного узла. Речь идет о так называемой микробиологической коррозии труб, появление которой недопустимо и несет в себе серьезную угрозу. Вышедший из такой трубы «грязный» авиакерасин может вызвать проблемы в работе двигателей самолета, вплоть до полного отказа.
Пытаясь в режиме форс-мажора исправить ситуацию, нефтепроводчики столкнулись с непреодолимыми физическими препятствиями. Так, в Щелковском районе Подмосковья на протяжении 20 км трассы Кольцевого МНПП, непосредственно на оси нефтепродуктопровода, расположены дачные участки с малоэтажными объектами капитального строительства жилого и нежилого назначения. В Солнечногорском районе, в 10 метрах от оси трубопровода, расположился рынок по продаже строительных и лакокрасочных материалов. В Балашихинском районе администрацией предоставлен в собственность 41 земельный участок для индивидуального жилищного строительства в д. Полтево, на одном из них уже возведен двухэтажный жилой дом. Всего на 19 ноября 2014 года в разных районах Подмосковья выявлено 114 случаев нарушения охранной зоны Кольцевого МНПП.
Хотя трасса Кольцевого МНПП не является секретной, а данные об охранной зоне продуктопровода внесены в государственный кадастр недвижимости и находятся в общем доступе на публичной кадастровой карте Росреестра, чиновники не препятствовали строительству, которое развернулось буквально на трубе. Администрациям всех муниципальных образований были переданы документы о местоположении Кольцевого МНПП и картографический материал, но они продолжают игнорировать заявления «Транснефти». В августе компания обратилась непосредственно к губернатору Московской области Андрею Воробьеву с просьбой обсудить критическую ситуацию и выработать план срочных мер по обеспечению безопасности эксплуатации стратегического продуктопровода. Однако губернатор на просьбу не отреагировал, и сегодня охранная зона Кольцевого МНПП продолжает застраиваться.
Нефтепроводчики вышли и на федеральный уровень. Глава «Транснефти» Николай Токарев 27 ноября 2014 года направил руководителю Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Алексею Алешину и министру природных ресурсов и экологии Сергею Донскому обращения с просьбой содействовать устранению выявленных серьезных нарушений. На сегодняшний день компания продолжает ожидать ответа. Кольцевой МНПП был построен в 1981 году, то есть, прошло более тридцати лет, и сегодня никто не знает, каково состояние труб, пролегающих под застройками. В любой момент из-под земли рядом с жилым домом может забить фонтан керосина. А если представить курящего в это момент человека поблизости! Трагедии не избежать.
Сколько людей могут стать жертвами огня, пока пожарные службы будут добираться, а нефтяники – перекрывать аварийный участок? Какой ущерб будет нанесен окрестным домам и сколько их придется снести для проведения ремонтных работ? Какая площадь земли будет отравлена горючим? Расследование началось. Прокуратура должна ответить на вопрос, каким образом столоначальники могли массово выдавать разрешения на строительство в охранной зоне продуктопровода.http://www.nefttrans.ru/analytics/samostroy-na-truboprovodakh-ugrozhaet-aviabezopasnosti-moskvy.html