12.12.2014 МЧС готовится исправить собственную ошибку, и внести в Правила противопожарного режима в Российской Федерации дополнения, запрещающие бесконтрольное и не обеспеченное жесткими мерами противопожарной безопасности выжигание сухой травы на землях селькохозяйственного назначения и землях запаса. В настоящее время дополнения проходят формальную процедуру публичного обсуждения. С учетом продолжительности оставшихся бюрократических процедур, в лучшем случае изменения могут быть внесены в Правила в марте следующего года, в худшем - уже после очередного пожароопасного сезона.
Напомним вкратце историю вопроса. Палы сухой травы являются одной из двух главных причин пожаров в лесах и защитных лесных насаждениях, и главной причиной пожаров на осушенных торфяниках и брошенных торфяных месторождениях. В связи с этим два года назад, в самом конце 2012 года, Гринпис инициировал общественную кампанию "Весна без огня", направленную на законодательный запрет бесконтрольного выжигания сухой травы. В результате этого в апреле 2013 года, по итогам лесного заседания президиума Госсовета, Президентом РФ было дано поручение Правительству РФ "установить порядок выжигания сухой травянистой растительности, исключающий возможность перехода огня на лесные насаждения, торфяники, объекты инфраструктуры и населенные пункты" со сроком исполнения 1 сентября 2013 года. Правительство, в свою очередь, поручило это МЧС.
В установленный срок президентское поручение, согласно сложившейся традиции, выполнено не было. Позднее постановлением Правительства РФ от 17 февраля 2014 года № 113 от 17 февраля 2014 г. № 113 "О внесении изменений в Правила противопожарного режима в Российской Федерации" были установлены требования к мерам пожарной безопасности при выжигании сухой растительности якобы с целью исключения возможности перехода огня на леса, торфяники, населенные пункты и объекты инфраструктуры. Однако, эти требования были установлены лишь для ограниченного перечня категорий земель, не включающего земли сельскохозяйственного назначения и земли запаса. Причиной этого стала, судя по всему, низкая квалификация исполнителей - они сочли, что по землям сельскохозяйственного назначения достаточно существовавшего раньше запрета на сжигание стерни (что является лишь частным, не главным, случаем выжигания сухой растительности), а про земли запаса, возможно, просто забыли.
Ошибка МЧС уже привела к вполне серьезным последствиям. В частности, катастрофические торфяные пожары в Тверской и Брянской областях, в связи с которыми пришлось вводить ЧС регионального характера, в 2014 году возникли именно от палов сухой травы, причем преимущественно именно на землях сельскохозяйственного назначения и запаса. Примерно так же, насколько известно, ситуация с торфяными пожарами развивалась в Иркутской области, где официально ЧС регионального характера не вводилась, но фактически торфяные пожары создавали серьезную угрозу здоровью и жизни людей. Чрезвычайные ситуации с лесными пожарами также во многих регионах (Приморском, Забайкальском краях, Амурской области и др.) были связаны прежде всего с массовым бесконтрольным выжиганием сухой травы на землях сельхозназначения и запаса. К сожалению, в нашей стране сложилась традиция не только неисполнения президентских поручений, но и отсутствия ответственности за их неисполнение - поэтому за ошибку МЧС никто к ответственности привлечен не был.
Гринпис приложил все усилия к тому, чтобы эта ошибка была исправлена - в частности, осенью 2014 года вопрос о неисполнении этого президентского поручения рассматривался на заседании Совета по правам человека и развитию гражданского общества, а документы, свидетельствующие о неисполнении поручения, были переданы Президенту РФ лично в руки. Только после этого МЧС начало работу над исправлением собственной ошибки.
Если изменения к Правилам противопожарного режима будут приняты в предлагаемом виде, новая редакция соответствующего пункта Правил противопожарного режима будет выглядеть так (красным выделена новая часть):
72.1. Выжигание сухой травянистой растительности на земельных участках (за исключением участков, находящихся на торфяных почвах) населенных пунктов, сельскохозяйственного назначения, особо охраняемых территорий и объектов, землях запаса, землях промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землях для обеспечения космической деятельности, землях обороны, безопасности и землях иного специального назначения может производиться в безветренную погоду при условии, что:
а) участок для выжигания сухой травянистой растительности располагается на расстоянии не ближе 50 метров от ближайшего объекта;
б) территория вокруг участка для выжигания сухой травянистой растительности очищена в радиусе 25 - 30 метров от сухостойных деревьев, валежника, порубочных остатков, других горючих материалов и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра;
в) на территории, включающей участок для выжигания сухой травянистой растительности, не действует особый противопожарный режим;
г) лица, участвующие в выжигании сухой травянистой растительности, обеспечены первичными средствами пожаротушения.http://www.forestforum.ru/viewtopic.php?t=17388