10.12.2014 В Авиационном учебном центре ФБУ "Авиалесоохрана" идут курсы подготовки инструкторов. На курсах учатся парашютисты-пожарные и десантники-пожарные из Томской и Вологодской областей, а также из приволжской и хакасской группировок ФБУ "Авиалесоохрана". В настоящее время у курсантов проходят воздушные тренировки.
...Зависший в воздухе вертолет Ми-8 гонит лопастями ледяной ветер, выстуживает руки и лица тех, кто стоит на земле. Будущий инструктор, а пока еще просто парашютист-пожарный Павел Веснин пристально смотрит вверх - вот в вертолете открылась дверь, вот летчик-наблюдатель выбросил наружу смотанный в бухту шнур, который начал разматываться еще в воздухе. Павел быстро берет в руки нижний конец шнура (второй надежно закреплен в вертолете), отбегает в сторону. Теперь он будет страховать спуски. Под брюхом вертолета появилась маленькая фигурка в желто-зеленой форме, повисела на шнуре и начала спускаться вниз. Павел придерживает шнур, наконец десантник соскользнул вниз, ловко отцепил карабин спускового устройства, отбежал в сторону. Спускаются еще двое, затем летнаб сбрасывает шнур вниз, и все повторяется.
Авиационная охрана лесов - единственная российская противопожарная служба, которая может доставлять группы на пожар с помощью десантирования и высадки на парашютах. Ведь путь к только что обнаруженному пожару на наземном транспорте может занять слишком много времени, и тогда огонь разойдется на многие гектары. А зачастую пожар начинается в непроходимом лесу, и тогда единственный путь к огню - воздушный.
Тренировки на аэродроме Аэроград в Коломне для ребят - почти что праздник, ведь к этому ответственному моменту они готовились несколько месяцев, изучали под руководством более опытных десантников теорию тушения лесных пожаров, радиосвязь, парашютно-десантное оборудование, технику безопасности. Не каждый может быть инструктором: на эту должность выбирают лучших из лучших. Но мало быть хорошим профессионалом, надо еще и пользоваться авторитетом среди товарищей, уметь руководить людьми, иначе на тушении пожаров в реальных условиях могут возникнуть трудности.
Сейчас впервые ребята примеряют на себя роль руководителей, ведь во многом именно от инструкторов групп в конечном итоге зависит успешное тушение пожара.
Вертолет вновь и вновь зависает над площадкой, десантники один за другим спускаются с высоты, ждут, когда сбросят шнур, когда машина сядет, бегут к вертолету и опять осуществляют спуски. И так - до самого вечера. Инструктор должен не только сам безукоризненно и грамотно выполнять любую операцию, но при этом еще и отвечать за своих подчиненных. Поэтому у них после обучения должен появиться совершенно иной качественный уровень прыжков и спусков.
На следующий день начинается воздушная тренировка по прыжкам с парашютом на аэродроме Финам в Большом Грызлово, неподалеку от Серпухова. На траве лежит иней, ярко светит солнце, и ребята, садясь в самолет, вновь широко улыбаются, будто им предстоит не прыжок с тысячи метров, а веселый праздник. Самолет делает несколько кругов, затем летнаб на несколько секунд открывает дверь, выбрасывает пристрелочную бумажную ленту и внимательно наблюдает за ее падением. Это очень важно - с помощью ленты определяется сила и направление ветра. Сегодня ветра нет вообще, ребятам придется нелегко: прыжки на парашюте в полностью безветренную погоду - дело очень сложное.
Летчик дает сигнал приготовиться, выпускающий еще раз проверяет, правильно ли надеты парашюты. Лица парашютистов становятся отстраненными и сосредоточенными. Наконец вновь открывается дверь, звучит сигнал, и ребята один за другим выпрыгивают в пустоту за бортом. Их задача - попасть в выложенный на земле крест. Для парашютистов-пожарных точность прыжка имеет принципиальное значение, ведь прыгать им приходится в лес, на неподготовленные площадки. Прыжок осуществляется с потрясающей точностью - ни один из них не приземляется дальше чем в паре метров от креста.
Старший инструктор парашютно-десантной пожарной службы Юрий Валерьевич Ложкин, который контролирует воздушные тренировки, очень доволен курсантами. "В целом прыгают очень хорошо, грамотно, четко, - говорит он. - Но конечно, всегда есть какие-то нюансы, которые можно поправить. И конечно, любые непонятные вопросы инструктор должен выяснить еще на тренировке, а не на пожаре. Вся карта проверки парашютиста перед прыжком - состояние здоровья, одежда, исправность оборудования - должна быть выучена идеально".
Когда первый день тренировки заканчивается, я спрашиваю у ребят, почему они решили стать инструкторами. "Просто эту работу тоже должен кто-то выполнять", - улыбаются они. Парашютист Павел Веснин отвечает более развернуто: "Я хочу след оставить в Авиалесоохране, - говорит он. - Для нас для всех "парашютка" - это святое. Здесь мало просто быть десантником или парашютистом, мало тушить пожары. Здесь надо сохранять знания и традиции, чтобы оставалось то, что люди наработали за 65 лет существования Авиалесоохраны". Будущие инструкторы пошучивают: "Все нормально. Одни на работу на трамвае ездят, другие - на парашюте". И они вновь и вновь поднимаются на борт Ан-2, осваивая небеса.http://www.wood.ru/ru/lonewsid-60516.html