06.12.2014 Лесной форум Гринпис России • Просмотр темы - Очередная опасная дурь: законопроект об обязательности профессиональных стандартов для работников государственных организаций
Государственная Дума готовится рассмотреть во втором чтении поправки к Трудовому кодексу, предусматривающие обязательное применение так называемых "профессиональных стандартов" в государственных и муниципальных организациях (но не предусматривающий обязательность их применения в отношении работников органов государственной власти). Законопроект внесен в Думу Правительством РФ в июне 2014 года, и 19 сентября принят в первом чтении. Пока точно неизвестно, когда законопроект может быть рассмотрен во втором и третьем чтениях - есть сведения, что это может произойти до конца декабря.
Этот законопроект (№ 537948-6 "О внесении изменений в статью 195-1 Трудового кодекса Российской Федерации (в части законодательного закрепления обязательности применения профессиональных стандартов работодателями)") короткий - он добавляет один абзац в уже существующую статью Трудового кодекса. В предлагаемой редакции, согласно принятому в первом чтении законопроекту, эта статья должна выглядеть так (красным выделен новый абзац - в законопроекте он назван "частью"):
"Статья 195.1. Понятия квалификации работника, профессионального стандарта
Квалификация работника - уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.
Профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.
Профессиональные стандарты подлежат обязательному применению организациями, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иные государственные органы, органы местного самоуправления, а также государственными корпорациями, государственными компаниями, хозяйственными обществами и иными организациями, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования превышает пятьдесят процентов.
Порядок разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, а также установления тождественности наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащихся в профессиональных стандартах, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений."
Почему эта инициатива представляет собой опасную дурь? Причин несколько, вот лишь главные из них.
Во-первых, существующая в нашем государстве убогая система подготовки нормативно-правовых актов, в которой участвует множество "согласующих" инстанций, но никто не несет ответственности за результат, не позволяет быстро разработать сотни качественных профессиональных стандартов. В спешке можно сделать лишь халтуру, которая при жестком применении приведет или к вынужденному увольнению из государственных органов многих квалифицированных специалистов по формальным причинам, или, наоборот, возложит на специалистов такое количество разных дел, с которым никакому живому человеку не справиться.
Во-вторых, нововведение не решит проблему катастрофического непрофессионализма в нашем государстве - просто потому, что в наибольшей степени этот самый непрофессионализм процветает не в организациях, учрежденных органами государственной власти или местного самоуправления, а в самих этих органах (на которые предлагаемые новые требования не распространяются). Сколь учеными ни были бы работники государственных учреждений и предприятий - они не смогут навести порядок в своей отрасли, пока законы и правила, по которым они должны работать, принимаются ни за что в реальности не отвечающими дилетантами.
В-третьих, высокие требования к профессионализму работников имеют смысл только в сочетании с высокой (или хотя бы приемлемой) зарплатой и социальной защищенностью этих работников. Иначе найти претендентов на многие позиции будет очень трудно или даже невозможно. А государство наше очевидно сползает в период нищеты и разрухи, который может оказаться очень длительным, и взять деньги на достойную оплату труда работников государственных организаций в большинстве случаев будет просто неоткуда. Соответственно, излишние требования к работникам во многих случаях поставят государственные организации в ситуацию жестокого кадрового голода.
В-четвертых, разруха в массовом образовании, которая пока только усугубляется, и последствия которой вряд ли получится преодолеть раньше чем через десять-пятнадцать лет, в реальности не позволяет обеспечить государственные организации специалистами нужной квалификации, особенно в наиболее пострадавших от бестолкового госрегулирования отраслях (к числу которых относится лесное хозяйство). Поэтому даже самые благие пожелания государства по части квалификации работников удовлетворить в обозримом будущем просто не получится.
В-пятых, для достижения принципиально новых ("прорывных") результатов в работе той или иной организации, даже государственной, часто бывают нужны уникальные специалисты - а у этих специалистов могут быть довольно диковинные для той или иной отрасли народного хозяйства специальности, навыки и опыт работы. Предусмотреть потребность в таких уникальных специалистах или возможность их появления чаще всего заранее невозможно, а обязательные профессиональные стандарты могут не позволить взять их на работу.
Какие именно профессиональные стандарты предполагается разработать и ввести в ближайшем будущем, определяется приказом Минтруда России № 503 от 25 сентября 2013 г. Согласно приложению к этому приказу, в области лесного хозяйства предполагается разработка следующих профессиональных стандартов:
XVII. Специалисты в области лесного хозяйства
331. Инженер-лесопатолог
332. Инжнер-таксатор
333. Инженер по охране и защите леса
334. Инженер по лесопользованию
335. Инженер по лесовосстановлению
336. Лесничий, помощник лесничего
337. Участковый лесничий, помощник участкового лесничего
338. Государственный инспектор по охране леса
339. Инструктор парашютной и десантно-пожарной службы
340. Парашютист (десантник) - пожарный
341. Летчик-наблюдатель
342. Техник-таксатор
343. Техник-лесопатолог
344. Лесник
345. Мастер леса
346. Мастер питомника
347. Лесной пожарный
348. Лесоводhttp://www.forestforum.ru/viewtopic.php?t=17371