25.09.2014 Страшное ДТП на трассе Елабуга - Пермь, в котором заживо сгорел мужчина, заставило многих автомобилистов задуматься: что делать, когда на дороге случается такое? Как реагировать и как обезопасить себя и близких от кошмара?
Даже опытные водители признались: огнетушитель, который мог бы помочь на начальном этапе тушения пожара, есть далеко не в каждой машине. А те, что есть, часто просрочены и просто не срабатывают.
-У меня 20 лет водительского стажа. Думаю, огнетушители не сработали, поскольку были просрочены. Сработало их буквально несколько. А те, кто тушили, были в панике и не могли сразу сообразить, что делать, время потеряли, - комментирует ситуацию в эфире радио «Комсомольская правда - Ижевск» (107,6 ФМ) слушатель Андрей.
- Я однажды оказался в подобной ситуации. Возвращались из Екатеринбурга, на трассе загорелся автомобиль. Видимо, от мороза двигатель чем-то прикрыли. Сколько ни пытались потушить – не помогало. Машина сгорела на глазах водителя. Объема огнетушителей не хватило, - добавляет ижевчанин Сергей Павлов.
По словам экспертов, в случае с ДТП в Можгинском районе сработали сразу несколько неблагоприятных факторов. Основной – огнетушители, которыми очевидцы ДТП пытались спасти водителя «семерки», были давно просрочены и потому не сработали.
- Многие огнетушители были просрочены. Это заметно и по видео. В таких пластиковых тубусах огнетушители не производят порядка 10 лет – агрегаты времен СССР. Неудивительно, что они не сработали, - комментирует эксперт сектора судебных экспертиз испытательной пожарной лаборатории по Удмуртии Александр Новиков.
Специалисты настаивают: огнетушитель в машине должен быть! Таково требование сотрудников ГИБДД. И оно оправдано: при быстром реагировании он остановит распространение огня.
Как выбрать?
Огнетушители бывают порошковые и углекислотные. Первые тушат порошком, создавая на поверхности горящего предмета пленку. Углекислотные тушат особой смесью -72 градуса.
Для автомобиля больше подходит порошковый огнетушитель. Он идеален, если горит обивка и лучше тушит огонь в труднодоступных местах. Углекислотные огнетушители хорошо тушат поверхностный пожар и отлично справляются, если горят горючие вещества.
На огнетушителе должно быть написано, из чего он сделан и какова его масса Фото: ГУ МЧС России по Удмуртии
- Любой огнетушитель должен быть по ГОСТу. На нем должно быть написано, из чего он сделан и какова его масса. В этом случае надпись ОП-2 - порошковый огнетушитель массой 2 кг. По требованиям, в машине должен быть огнетушитель с массой тушащего вещества не менее 2 кг. Но лично я рекомендую больший объем, - советует Александр Николаевич.
Как хранить?
- По инструкциям нет специального места для хранения огнетушителя. Но лучше всего хранить его в салоне, в легкодоступном месте, чтобы в первые же секунды можно было бы без труда его достать. Огнетушитель должен быть хорошо закреплен в автомобиле - его элементы от ударов могут прийти в негодность, - объясняет специалист.
Также огнетушители можно хранить под пассажирским сиденьем, сбоку от водительского сиденья или поставить в ноги впереди сидящего пассажира.
Как проверить, что ваш огнетушитель исправен?
+ К каждому огнетушителю идет паспорт и техническая инструкция. В них прописаны срок годности и что с ним нужно делать с течением времени.
+ Обратите внимание на толщину металла огнетушителя. Машина может нагреваться на солнце до 60-80 градусов. При такой температуре агрегат из тонкого металла может сработать сам. Убедитесь, что на огнетушителе нет вмятин, что стыковочные швы хорошо проварены и прокрашены.
+ У исправного огнетушителя стрелка на манометре должна быть в зеленой зоне. Допускается, если она находится на делении в желтой зоне. Если стрелка в желтой или красной зоне, использовать его нельзя.
У исправного огнетушителя стрелка на манометре должна быть в зеленой зоне Фото: ГУ МЧС России по Удмуртии
+ У огнетушителя должен быть раструб. Для порошковых – уже, для углекислотных – шире.
+ Чека должна быть опломбирована. Перед началом тушения пломба снимается, чека вытаскивается - только после этого можно начать тушение.
- Проверять огнетушитель надо не реже чем раз в год. В течение года порошковые надо раз от раза хорошо встряхивать. Кстати, каждый год порошковые надо «перезаряжать», - объясняет Новиков.
Если машина загорелась…
Сразу понять, что авто горит, удается далеко не всегда. Первые признаки пожара - отказ или некорректная работа электроники, нестандартная работа двигателя. При их появлении нужно заглушить мотор.
- Дальше все зависит от того, где произошел пожар. Чаще всего это подкапотное пространство. В таком случае нужно приоткрыть капот и направить туда огнетушитель. Когда пламя отступит – открываем капот и тушим огонь до конца, - объясняет эксперт.
Если возгорание в подкапотном пространстве, нужно приоткрыть капот и направить туда огнетушитель Фото: ГУ МЧС России по Удмуртии
Начинать действовать нужно в первые же секунды, как возгорание было замечено. Полностью машина выгорает за 5-17 минут. Кстати, бояться взрыва авто, по словам специалиста, не нужно: если двигатель заглушен, и топливо туда не поступает, взрыва не будет.
Огнетушитель приспособлен для тушения с расстояния в метр-полтора. Но нужно быть очень осторожным, чтобы не получить ожоги.
ВАЖНО
Специалист уверяет, что автомобилистам стоит тренироваться тушить пожар.
- Хотя бы раз в жизни попробуйте потушить что-либо, воспользоваться огнетушителем. Иначе, когда доходит до дела, люди теряются, не зная, что им предпринять. После использования огнетушитель можно снова заправить. Это выйдет не дороже, чем купить новый, - говорит Александр Николаевич.
Средняя стоимость порошкового огнетушителя – 200-300 рублей, углекислотного – 500-600 рублей. Конечно, чем больше объем, тем дороже агрегат.
ПОЧЕМУ ГОРЯТ МАШИНЫ?
По словам эксперта, машины в Удмуртии горят часто, особенно в осеннее-зимний период.
- С октября, как правило, машины начинают гореть чаще. Почему такое происходит? Автомобилисты начинают дольше прогревать машину, устанавливают нештатное электрооборудование, которое не предусмотрено в комплекции авто и вызывает короткое замыкание, - комментирует Новиков.
В моторном отсеке горят горючие жидкости, изоляция электропроводов. В салоне – обивка и пластик. Причин великое множество: от разгерметизации топливной системы до короткого замыкания. Кстати, часто, по словам эксперта, горят новые авто и старые, которые только прошли ремонт. Владельцам таких авто нужно быть еще более осмотрительными на дороге.http://www.kp.ru/daily/26287.4/3164657/