10.09.2014
В апреле 1649 года царь Алексей Михайлович Романов издал «Наказ о градском благочинии», статьи которого строго регламентировали соблюдение правил пожарной безопасности «в городах и других селениях, а также в лесах». Дата подписания этого документа считается днём основания пожарной охраны России.
В 1722 году, при Петре I, в Российской империи появилась первая пожарная охрана - Петербургская. Через 70 лет свои профессиональные пожарные появились в Москве. А спустя ещё полвека - 10 июня 1814 года – и в Иркутске. До этого момента тушением пожаров в городе занимались казачьи полки, армейские формирования и простые жители. Так как такое распределение обязанностей было неэффективным, создание органа, который бы единолично отвечал за пожарную безопасность города, стало необходимостью. По этой причине губернатор Николай Иванович Трескин и повелел основать в городе первую официальную пожарную охрану.
Согласно губернаторскому Положению, Иркутск был разделён на четыре подконтрольных участка, на каждом из которых расположилась своя пожарная часть и каланча. Руководили частями брандмейстеры, а самым главным среди пожарных города был брандмайор. На вершинах башен круглосуточно дежурил смотрящий. Когда караульный замечал дым, он звонил в колокол и вывешивал сигнальные шары с той стороны, где горело, – их количество и расположение соответствовали рангу сложности пожара. По команде иркутские огнеборцы выезжали в полной амуниции в указанное место, в зависимости от ситуации, на линейке, трубном, конно-бочечном ходу или – в особо сложных случаях – на всёх видах первого пожарного транспорта сразу. По прибытии на место пожара команда, сняв ручной насос с телеги конно-бочечного хода, опускала так называемый «всасывающий рукав» в водоисточник, либо (при отсутствии таковых) в бочку – и вручную качала воду. Также в телеге всегда имелся ковш с длинной ручкой, что позволяло по возможности быстро набрать ёмкость из водоёма. Был в комплекте конно-бочечного хода и колокол – своеобразный аналог современной сирены. В летнее время в телегу обычно впрягали одну лошадь, а зимой и в периоды распутицы – по две и даже три, в зависимости от состояния дорог. При отсутствии водоёмов, воды в бочке хватало ненадолго, буквально на пять минут: деревянные ёмкости того времени имели объём от 150 до 400 литров. К тому же, мощность первых брандспойтов была очень маленькой, поэтому часто даже небольшие пожары приводили к серьёзным последствиям. Самый значительный ущерб городу нанёс огромный пожар 1879 года – в огне тогда сгорело около двух третей иркутских зданий, в том числе и деревянная пожарная каланча в центре города, на нынешней улице Марата.
Пожарная охрана Иркутска за годы революционных событий 1917 года
и гражданской войны оказалась в расстроенном состоянии: и без того не новые обозы пожарных дружин посылали на хозяйственные работы, бойцы занимались несвойственным им трудом, а представители хозяйственных учреждений нередко без надобности вмешивались в действия пожарных при тушении пожаров.
Каким-то образом повлиять на данные проблемы стало возможным только после окончания гражданской войны в Иркутске: в городе начали формировать органы, ответственные за состояние пожарного дела. В 1930 должность брандмайора было упразднена, примерно в это же время было образовано самостоятельное Управление пожарной охраны г. Иркутска, в дополнение к уже существующему Восточно-Сибирскому. Таким образом, в пожарной охране были установлены твердая организация и структура: все объектовые пожарные команды, независимо от ведомства, теперь подчинялись городским отделам пожарной охраны; те, в свою очередь, - отделу пожарной охраны НКВД области, а последний – Главному управлению пожарной охраны.
С появлением телефонной связи в корне изменилась и система пожаротушения. В городе был создан центральный пункт пожарной связи с единым коротким номером «01». С этой поры сообщения из любой точки города обрабатывал диспетчер. Он же направлял к месту происшествия необходимые силы. В тридцатые годы иркутский пожарный автопарк пополнился первыми серийными автомобилями: это были ГАЗ АА, произведённые на Горьковском автозаводе. Бака этой спецтехники объёмом 150 литров хватало лишь для оказания экстренной помощи, что давало пожарным определённое время на поиск источника воды. Боевой расчёт ГАЗа АА состоял из шести человек, два из которых – начальник караула и водитель – располагались в кабине, а ещё четверо – на специальных сиденьях по обеим сторонам кузова. Снаряжение и экипировка пожарных также претерпели серьёзные изменения с царских времён: пожарные рукава после революции стали производить из льна, в боёвки вшивали прослойку из войлока, а при изготовлении касок стали использовать прочные химические полимеры.
Послевоенные ЗИЛы, ЗИСы и ГАЗы значительно приблизились к современной технике как по объёму цистерн, так и по оборудованию. Эти спецмашины применялись при тушении пожаров очень долгое время – вплоть до середины 80-х годов, поэтому с годами их оснащение претерпевало изменения. К примеру, если первые ЗИС-5В, так же как и предшественники, комплектовались рукавами изо льна, то в 70-х годах на смену льняным пришли более надёжные – прорезиненные. Прочнее, безопаснее и долговечнее стала и экипировка огнеборцев: боевая одежда долгие годы не теряла защитных свойств, а многие из сохранившихся касок и по сей день находятся в отличном состоянии.
В 90-е годы, в эпоху непрекращающегося кризиса, городские пожарные части практически не комплектовались новой техникой, до последнего вырабатывая ресурс спецмашин, произведённых в 80-е и 70-е. Не проще обстояла ситуация и с обмундированием: большинство заводов либо снизили темпы производства, либо и вовсе закрылись. О внедрении каких-то новых технологий речи вообще не шло: все разработки, не находя финансовой поддержки, чаще всего останавливались еще на стадии проекта или первых опытных образцов. Учитывая сложившуюся ситуацию, Главное управление пожарной охраны обратилось к территориальным органам ГПС с предложением изучить вопрос о возможности производства пожарной техники на базе промышленных предприятий республик, краев, областей. В Иркутске к разработке и изготовлению пожарных машин приступил «Восток». Всего с 1993 по 2001 год предприятие выпустило 192 машин: пожарные автомобили связи и освещения, автоцистерны на шасси ЗИЛа-431410. Однако сложное экономическое положение завода и отсутствие государственного заказа не позволили поставить производство на поток.
Дела начали меняться в лучшую сторону только ближе к нулевым: в 2001 году пожарную охрану передали в ведение МЧС, а наладившееся финансирование позволило за несколько лет практически полностью обновить городской автопарк. Теперь гарнизон пожарной охраны города постоянно пополняется новыми автомобилями, средствами пожаротушения и экипировкой, создаются новые полигоны для обучения и тренировки бойцов, а благодаря усиленному контролю, предприятия и социально значимые объекты обеспечивают автоматизированную пожарную безопасность своих зданий, что в разы сокращает время прибытия пожарных подразделений к месту вызова.
Эволюцию иркутской пожарной техники и снаряжения горожане и гости столицы Приангарья могут увидеть воочию, посетив музей истории пожарной охраны Иркутской области, расположенный в воссозданном здании каланчи на улице Тимирязева.
http://siberian.mchs.ru/pressroom/news/item/383243/