13.08.2014 Владимир Пучков: на Украине страдают и гибнут не чужие для нас люди
В интервью «АиФ» глава МЧС рассказал, что происходит с климатом, насколько точно можно предсказать природные катаклизмы и умеем ли мы реагировать на техногенные катастрофы?
Природа продолжает подкидывать «сюрпризы»: в августе сохранилась опасность серьёзных пожаров в центре страны, а за Уралом, в Якутии, горело сильно и давно. Кроме того, в страну прибыли десятки тысяч беженцев с Украины. Глава МЧС России Владимир Пучков рассказал, как его ведомство справляется со всеми этими проблемами.
Николай Зятьков, «АиФ»: Владимир Андреевич, помимо текущей работы, реагирования на стихийные бедствия, министерству в этом году впервые пришлось принимать десятки тысяч граждан другой страны в качестве беженцев. Не пришлось ли оголить какие-то другие участки работы?
Владимир Пучков: В стране создан государственный механизм оказания помощи людям — РСЧС (Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций). Благодаря президенту Российской Федерации, система постоянно развивается, выделяются необходимые средства и ресурсы. Поэтому с нас особый, очень строгий спрос. Спасатели первыми приходят на помощь. Каждый человек, который обратился к нам, получает квалифицированную необходимую помощь в возможно короткие сроки. Идёт постоянное совершенствование нашей системы, повышается готовность органов управления и сил, появляются современные технологии и техника, новые возможности — за счёт, например, системы космического мониторинга и дистанционного зондирования Земли. Так как все явления, опасности и угрозы взаимосвязаны и практически всегда носят многогранный характер, для реагирования на них внедряется комплексный подход, все вопросы решаются на мировом уровне.
Самая масштабная чрезвычайная ситуация за прошедшие полгода — наводнение, которое затопило Алтайский край, Республику Алтай, Тыву и Хакасию. МЧС совместно с регионами оперативно оказало помощь пострадавшим. Проведены аварийно-спасательные работы, выплачена материальная помощь и компенсация за утрату имущества. Кроме того, МЧС России создало свои подразделения в новых субъектах Российской Федерации — Крыму и Севастополе — и сегодня обеспечивает безопасность крымчан и проведения курортного сезона. К слову, количество техногенных пожаров в России и ущерб от них снижается, несчастных случаев на воде в этом сезоне тоже меньше.
«Самая масштабная чрезвычайная ситуация за прошедшие полгода — наводнение, которое затопило Алтайский край, Республику Алтай, Тыву и Хакасию». Фото: Пресс-служба МЧС РФ
Сегодня на контроле министерства последствия ливневых наводнений в Магаданской и Челябинской областях, пожарная обстановка в различных регионах страны. В центре внимания сейчас Дальний Восток, Сибирь и центр России. Сушь, жара — природные пожары создали серьёзную угрозу для населённых пунктов и объектов экономики, но мы обеспечиваем их защиту.
И конечно же, на особом контроле с марта — оказание помощи людям, которые вынуждены были покинуть территорию Украины. Конечно, это дополнительная нагрузка для Национального центра управления в кризисных ситуациях, который координирует работу управленческих структур на местах, для нашей авиации, для специализированных поисково-спасательных формирований и других специалистов. Некоторые сотрудники в командировках в приграничных с Украиной областях уже по несколько месяцев.
Однако ситуация с беженцами не сказывается на работе оперативных служб. Конечно, это сложно и трудно, но оперативные службы МЧС России неукоснительно выполняют свои задачи. 60 секунд — и пожарные и спасатели выезжают на чрезвычайные ситуации, пожары, дорожно-транспортные происшествия, также и в любом другом случае, если человек попал в беду.
«Некоторые сотрудники в командировках в приграничных с Украиной областях уже по несколько месяцев». Фото: Пресс-служба МЧС РФ
Теперь — наши!
— МЧС России совместно с ФМС и регионами развернуло на сегодняшний день более 700 пунктов временного размещения (ПВР), часть из них — это мобильные пункты на границе, где мы быстро и оперативно принимаем людей с Украины и перераспределяем по регионам страны, с учётом пожеланий самих беженцев. Авиацией МЧС России уже перевезено более 10 тысяч человек, автомобильным транспортом — свыше 11 тысяч, железнодорожным — более 10 тысяч.
Доставлено около 2 тыс. тонн груза гуманитарной помощи. Работают врачи, представители миграционной службы и службы занятости, работает авиация МЧС России, взаимодействуем с железнодорожниками. Сегодня на ПВР находятся более 51 тыс. человек, из них свыше 15 тыс. — дети. Причём более сотни ребятишек родились уже в России. Этим людям сейчас нелегко, особенно старикам. Есть вопросы и по необходимой дополнительной поддержке матерей с детьми. Эта работа продолжается.
— В некоторых регионах, не исключаю, у местных жителей есть право посетовать: сами-то они и в очереди в детсад стоят, и с работой не у всех всё хорошо.
— Рядом с нами очень тяжёлая ситуация, страдают и гибнут люди — не чужие для нас люди. Они ищут у нас помощи, и все службы стараются оказать всестороннюю и адресную помощь и поддержку. Недавно был в одном из ПВР: навстречу бежит маленький мальчишка, сбежал от родителей, сорванец. А за ним врач: «Чей это ребёнок?» Теперь — наш ребёнок, это всё — наши люди! Большинство людей, которые вынуждены были покинуть территорию Украины, живут в семьях. Кстати, пожарные и спасатели с марта сами «разбирали» по домам семьи беженцев — 600 человек. Активно помогают обычные люди, волонтёры. Общая беда объединила людей. Регионы принимают людей именно там, где есть вакантные рабочие места и свободные места в детсадах и в других объектах инфраструктуры. У нас на местах дефицит людей с рабочими специальностями: газосварщики, водители, маляры, столяры. Многие приехали из сельской местности, имеют рабочие специальности, готовы работать, поэтому здесь особых проблем нет.
«Пожарные и спасатели с марта сами «разбирали» по домам семьи беженцев — 600 человек». Фото: Пресс-служба МЧС РФ
Природа взбесилась?
— Наводнения и пожары случаются каждый год. Но каждый раз есть ощущение, что стихия всё злее. Это на самом деле так?
— По многолетним наблюдениям в разных концах земного шара — за температурным режимом, атмосферными явлениями, сейсмособытиями и другими факторами — можно сделать вывод: наша привычная среда обитания, конечно же, меняется. Растёт количество населения, нас уже 7 млрд человек. Люди прокладывают новые коммуникации, потребляют всё больше энергии и оставляют после себя всё больше отходов. Абсолютное большинство климатических моделей в перспективе 30–40 лет дают изменение среднегодовых температур в разных частях света. Для нашей страны это означает, например, отступление вечной мерзлоты, сокращение снежного покрова зимой, засухи — летом. Кроме того, у нас будет изменяться количество осадков, а значит, усилятся наводнения, возрастут риски, появятся новые. В рамках Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций мы отслеживаем эти тенденции и постоянно готовим практические меры.
— Откуда вы получаете метеорологические данные — не от синоптиков, которых у нас принято поругивать? Насколько точно можете предсказывать масштабные стихийные бедствия?
— Работает Всероссийский центр мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций. Функционирует сеть наблюдения и лабораторного контроля. Данные получаем в том числе и от Гидрометцентра, Роспотребнадзора и других структур, но это не всё: налажено сотрудничество с шестью десятками стран. МЧС получает данные с их спутников, предоставляет данные с наших, обменивается другой информацией и прогнозами, на основе полученных данных выстраивает математическую модель развития ситуации. Поэтому, например, в прошлом году посмотрели прогноз по осадкам, уровень грунтовых вод, оценили уровень рек в верховьях и заблаговременно ввели режим чрезвычайной ситуации в регионах Дальнего Востока. Один из муниципальных глав тогда, помню, с иронией интересовался у наших прогнозистов: «Ну что, теоретики, где ваша вода? Амур — равнинная река». Через несколько дней вода пришла, уровень поднялся до рекордных отметок. Спасателям и военным пришлось героически работать. В этом году, кстати, большинство глав муниципальных образований во время наводнения на Алтае отработали на отлично.
«Поэтому, например, в прошлом году посмотрели прогноз по осадкам, уровень грунтовых вод, оценили уровень рек в верховьях и заблаговременно ввели режим чрезвычайной ситуации в регионах Дальнего Востока». Фото: Пресс-служба МЧС РФ
Что видно из космоса?
— В РСЧС для реагирования на угрозы работает система космического мониторинга и информационного обмена, функционируют ситуационные центры, это позволяет выстроить вертикаль управления от федерального центра до муниципалитетов в любом участке страны с применением современных технологий. Созданные в МЧС России Центр мониторинга и прогнозирования ЧС, система наблюдения и лабораторного контроля, работающие в этих сферах профессионалы смотрят далеко вперёд. Взаимодействуют с Роскосмосом, осуществляют приём информации с космическим опознанием России и зарубежных стран. МЧС России в рамках РСЧС постоянно занимается внедрением отечественных космических разработок.
Например, из космоса видно, можно сказать, каждый костёр. Уже третий год информацию по термоточкам мы передаём главам муниципальных образований. Развитие космических технологий сработало — там начали быстрее реагировать, пока площадь возгорания небольшая. Но работа с природными пожарами затруднена, конечно, нашей огромной территорией. Так, например, в Якутии авиация летает за сотни километров. Кстати, горят и другие страны: Юго-Восточная Азия, Северная Америка, горные районы Японии. А вот Китай — нет. Там за незаконное разведение костра, которое привело к пожару, — суровые наказания. В Германии штраф за костёр вне положенного места — тысячи евро.
Если говорить о прогнозировании, то в мире, к сожалению, до сих пор недостаточно надёжных методик по точным прогнозам времени и места землетрясений, геологических процессов, других явлений. Над этим сейчас бьются во многих странах. Специалисты МЧС также внедряют современные модели профилактики и раннего предупреждения крупных чрезвычайных ситуаций и пожаров.
«Развитие космических технологий сработало — мы начали быстрее реагировать, пока площадь возгорания небольшая». Фото: Пресс-служба МЧС РФ
— Как вы оцениваете работу экстренных служб во время недавней аварии в московском метро? Может что-то подобное случиться в других городах?
— К сожалению, пострадало большое количество людей. Все службы сработали чётко, в том числе и службы самого метрополитена: ветку обесточили, но эскалатор продолжал работать, не допустили пожара. Поэтому нам оперативно удалось поднять с одной из самых глубоких станций московского метрополитена — и буквально вытащить с того света — 26 человек с тяжелейшими травмами, авиация доставила их в больницы. Всего было эвакуировано более 1100 человек. На днях мы провели совещание с руководителями всех служб метрополитенов страны, указали им на узкие места. В Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Новосибирске и других городах метро меньше, но как раз это может привести к недооценке рисков.
Проведённые дополнительные оперативные мероприятия в метро уже сегодня позволили повысить уровень защиты жизни и здоровья людей. Вопрос остаётся под самым пристальным вниманием. По моему мнению, нужно усиливать работу контрольно-надзорных органов за безопасностью метрополитенов и осуществлять постоянный общественный контроль.
«Все службы сработали чётко, в том числе и службы самого метрополитена: ветку обесточили, но эскалатор продолжал работать, не допустили пожара». Фото: Пресс-служба МЧС РФ
Зачем рискуете?
К сожалению, люди тоже часто недооценивают риски. Или не знают, как реагировать. Например, считается: если загорелся телевизор, то лить на него воду, конечно, нельзя — надо накрыть покрывалом или одеялом. Но при горении выделяются ядовитые газы. Да пусть сгорит, жизнь важнее! Ребёнок или взрослый — надо выйти из квартиры и звонить спасателям. Грамотно нужно действовать в любой ситуации. Кстати, до конца года в тестовом режиме во всех крупных городах заработает единый номер вызова экстренных служб 112, причём на русском и английском языках. Какое-то время будут работать 101 и т. д. (с мобильных телефонов) и привычные 01, 02, 03. Когда речь об угрозе жизни, реагировать нужно всегда.
Приоритет нашей работы — спасти человека. Но в чрезвычайной ситуации и при пожарах бывает всякое. На Дальнем Востоке домашний скот эвакуировать было просто некуда, возили корм, решали множество других задач. После наводнения мне приходили письма с благодарностями. Но каждая ЧС для нас — хороший урок, поэтому дальневосточный опыт позволил нам сделать большой шаг вперёд.
— Есть анекдот про спасателей и пожарных: работа отличная, но как пожар — так хоть увольняйся. Что за люди идут в МЧС?
— Точно. У нас работают специалисты десятков профессий, в том числе уникальных. Ежедневно более 50 тысяч человек посменно заступают на боевое дежурство. В воинские спасательные формирования мы призываем молодых ребят. За год они приобретают специальности пожарного и спасателя, зачастую остаются работать в службе спасения. Но вообще берём к себе далеко не всех: некоторые не проходят строгий профотбор, другие по разным показателям не готовы работать в сложных условиях. Но кто пришёл работать в команду МЧС России — это навсегда. Спасатели и пожарные, как правило, никогда не меняют профессию. Чувство локтя, поддержки, товарищества, уважения друг к другу — это аксиома нашей работы. У нас такая работа, что практически все — верующие люди.
«У нас работают специалисты десятков профессий, в том числе уникальных». Фото: Пресс-служба МЧС РФ
— И немножко суеверные?
— С традициями. Принято, например, не бриться на месте ЧС — на это и времени нет. Принято не есть, пока идут работы — спасатель отдаст свой сухпай, чтобы накормить попавших в беду. Нельзя брать на месте ЧС и пожара чужие вещи, они принесут несчастье. А ещё мы свято верим в чёткий математический прогноз, профессиональную интуицию и надёжную подготовку товарищей, которые всегда рядом и подставят плечо в трудную минуту.
Кстати, в последнее время к нам потянулись учиться и работать и девчонки. Помню, были сомнения: традиционно мужской коллектив, дисциплина покатится под откос… Наоборот! Парни стали следить за собой, а девчонки часто и учатся лучше, и, бывает, по требованиям мужиков за пояс затыкают.
— Неужели бывают быстрее и сильнее?
— Абсолютно верно: требования и нормативы у нас общие. Физическая подготовка сотрудников министерства, особенно тех, кто работает непосредственно в зоне чрезвычайных ситуаций и при пожарах, — залог успешного и качественного решения задач. При поступлении на службу проводится тщательный отбор кадрового состава по уровню физических способностей. В период прохождения службы в каждом подразделении нашего ведомства большое внимание уделяется поддержанию и совершенствованию физической формы. Однако знания, коммуникабельность, умение работать в команде также очень актуальны в МЧС России.
«Кстати, в последнее время к нам потянулись учиться и работать и девчонки». Фото: Пресс-служба МЧС РФ
— В каком направлении МЧС будет развиваться дальше?
— Первое — совершенствование системы реагирования. Мы ежедневно повышаем уровень готовности подразделений МЧС России. В ближайшее время во всех федеральных округах создадим авиационно-спасательные подразделения. Также планируем расширить авиапарк за счёт новых самолётов Ил-476 и «Сухой Суперджет 100», вертолётов Ми-8МТВ. Внедряются современные авиационно-спасательные технологии, во всех регионах авиационно-спасательные центры МЧС России будут прикрывать всю территорию. Подразделения оснащаются и другой самой современной техникой, способной решать задачи любого уровня сложности.
Второе — новый проект комплексной системы безопасности жизнедеятельности в регионах. Это важная часть работы МЧС России совместно с регионами страны. Новые подходы позволяют внедрять отечественные пожарно-спасательные и другие технологии и обеспечивать защиту жизни и здоровья людей на уровне мировых стандартов. Системы предупреждения о цунами, сейсмонаблюдения, наблюдение и лабораторный контроль, многие другие системы — это важнейшие элементы комплексного современного подхода к формированию эффективной защиты жизни и здоровья людей и оказания помощи пострадавшим.
Третье — важный перспективный проект — внедрение единого телефонного номера вызова экстренных оперативных служб «112».
Важное направление нашей работы — обучение детей основам безопасности жизнедеятельности. Забота о детях — это будущее России. Более 2,5 миллиона ребятишек не только изучают теорию, но и получают практические навыки безопасного поведения дома, на улице, в школе и других местах. Они могут оказать помощь себе и окружающим, иногда взрослым. Программа защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров утверждена Правительством Российской Федерации и реализуется в полном объёме. Готовится к утверждению Концепция системы управления в кризисных ситуациях до 2030 года. И многие другие задачи по строительству современной высокотехнологичной Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
«В ближайшее время во всех федеральных округах создадим авиационно-спасательные подразделения». Фото: Пресс-служба МЧС РФ
— Жара из многих регионов отступает неохотно: как от неё спастись?
— Пейте больше воды, ешьте больше фруктов — обязательно мытых. Купайтесь, но только в специально оборудованных местах, на которых спасатели в случае беды смогут незамедлительно прийти на помощь и оказать всю необходимую поддержку. Соблюдайте меры безопасности на воде и на суше, помогайте справиться старикам и детям, и тогда ни жара, ни сквозняки не принесут вам беды. На природе — постоянная бдительность.
Уважаемый Николай Иванович! От команды МЧС России хочу поблагодарить коллектив «АиФ» и заверить ваших читателей, что спасатели всегда рядом и придут на помощь человеку в беде. Президентом Российской Федерации нам определены конкретные задачи, и мы обязаны их выполнять на высочайшем уровне. Видим перспективы, определяем приоритеты и постоянно развиваемся.http://www.aif.ru/society/safety/1314680