08.08.2014 — Посмотрите на новый шестиэтажный дом на перекрестке Фридриха Энгельса и 9 Января, — указывает гендиректор Комбината строительных деталей Владимир Бубнов. — Углы промерзают, стены покрываются плесенью. Толщина стены — полтора кирпича! Знакомые купили там квартиру и не чаяли, как от нее избавиться. У них маленький ребенок, а вокруг грибок, антисанитария — небезопасно для здоровья...
Материал опубликован в номере журнала De Facto за июль-август 2014 года
Все больше объектов строятся небезопасными
По мнению самих строителей, ситуация на рынке с безопасностью жилья двоякая. Так, Владимир Бубнов считает, что солидные, крупные компании в большинстве своем поднимают уровень безопасности, применяют современные технологии. А вот фирмы-однодневки, заходящие на рынок максимум на год-два, подмачивают репутацию всей отрасли.
— Пример небезопасного строительства? — спрашивает гендиректор «Выбора» Александр Цыбань. — Да я этими примерами живу! Наша компания периодически дорабатывает недоделки однодневок. Это брошенные на этапе строительства дома, жить в них в буквальном смысле опасно. Сейчас же как: есть ручка, табуретка — все, ты уже «гениальный строитель»! Нанял подрядчика, субподрядчика — и вперед. Сколько таких домов сдается в эксплуатацию? Что творится на этом рынке? Точно, пожалуй, не знает никто.
Статистика Верхне-Донского управления Ростехнадзора говорит о следующих цифрах по теме безопасности. В прошлом году в Воронежской области в сфере строительства выявлено 197 нарушений, в том числе по фактам несоблюдения технологий производства и отсутствия контроля над качеством работ. Именно такие нарушения, по словам самих строителей, приводят к тому, что объекты становятся опасными для их жителей. А совсем недавно в строящемся жилом комплексе на улице Карла Маркса прокуратура обнаружила отступление от проектных значений параметров здания, что затрагивает конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта капитального строительства.
— Один из многоквартирных домов в центре города, прямо на площади Ленина, мог буквально разойтись по швам от трещин в наружной стене, — рассказывает руководитель адвокатского кабинета Белик Г.П. Галина Белик. — Застройщик сдал объект со сквозными отверстиями в стене! И еще заявил, что устранять дефект не будет, так как рядом «когда-то» построят дом второй очереди, через отверстия они будут соединяться. Проблему смогли решить только в суде.
Что такое безопасность жилья?
Что такое безопасность жилья? И где грань между просто некачественной работой строителей и нарушением безопасности? Гендиректор «Финиста» Сергей Лукьянов определяет это различие следующим образом: если жилец может сам устранить неполадку, то проблема скорее в качестве. Например, искрящая розетка или отстающие обои — это недоработки по качеству: большинство потребителей чаще всего их все равно заменяют и даже прокладывают проводку там, где им удобнее. А вот нарушение теплоизоляции стен или неправильная вентиляция — это уже касается безопасности: последствия могут иметь отложенный эффект. Правда, стоит уточнить, что в некоторых случаях, даже если потребитель в состоянии самостоятельно устранить дефекты, они также могут оказывать необратимое влияние на его здоровье (см. далее раздел об экологической безопасности). Поэтому небезопасное жилье — это объект с нарушением норм строительства, которое может наносить вред здоровью или даже представлять угрозу жизни человека. И эти нарушения незаметны с первого взгляда неспециалисту, подчеркивает Лукьянов.
Доцент кафедры «Городское строительство и хозяйство» ВГАСУ Геннадий Шмелев предлагает следующую классификацию безопасности жилых зданий.
Физическая безопасность — большая вероятность необрушения отдельных составляющих конструкций, сохранение целостности зданий. Кирпич, как утверждал Булгаков, просто так никому на голову не падает. И по словам эксперта, с этой точки зрения (реальное обрушение частей здания, трещины, которые могут приводить к разрушениям в дальнейшем) в Воронеже небезопасны немногие объекты. Несколько лет назад, вспоминает Шмелев, на стройку привезли бетон с вкраплениями глины в кулак. Глина замерзла, бетон междуэтажного перекрытия вспучило, как будто кочки на болоте.
Санитарно-гигиеническая безопасность — сохранение теплоизоляции, приемлемого уровня влажности, исправность канализации. Все это пусть не смертельные, но достаточно неприятные и отнюдь не полезные для здоровья моменты, если что-то идет не так. Таких примеров в Воронеже, по мнению эксперта, тоже много. К их числу Шмелев относит как старые дома на Южно-Моравской с щелями, покрытыми льдом изнутри комнаты, так и новый дом напротив Чижовского плацдарма, где внутренняя стена «случайно» оказалась наружной (рядом должна была располагаться еще одна секция здания).
— Несколько лет назад проверяющей комиссии в доме на Кирова пришлось ходить по подвалу в сапогах, — рассказывает эксперт. — Вода с фекалиями поднималась на полметра, жители дышали всеми этими испарениями и рисковали подхватить заразу. После обследования в доме провели ремонт.
Экологическая безопасность — сюда относится как качество и безопасность для здоровья строительных материалов, так и загазованность территорий, уровень шума в квартирах.
Проверить безопасность бетона или отделочных материалов без специального оборудования невозможно. Однако такие «мелочи» могут вызывать серьезные заболевания после длительного проживания в такой квартире. Доходит до абсурда: качество отделочных материалов может привести к смертельным исходам. Так, недавно, воронежец, как сообщали СМИ, задохнулся при пожаре из-за ядовитых испарений от декоративной плитки. Возгорание было небольшим, от одного угарного газа смерть наступить не могла. Но из-за ядовитого дыма от плитки жилец потерял сознание и не смог выбраться из квартиры.
Пожаро-химическая безопасность. Сюда эксперт ВГАСУ относит прежде всего пожарную безопасность, так как пожар — химический процесс. Соблюдение пожарной безопасности контролируется довольно жестко, считает Шмелев. А вот во время эксплуатации дохлые кошки и мусор забивают вентиляционные люки, которые хоть как-то могли бы предотвратить отравление угарным газом. Та же судьба постигает и пожарные лестницы, заваленные настолько, что по ним нельзя пробраться и в нормальных условиях, не то что в экстремальных.
Опасность нарастает. В чем причины?
Эксперты называют ряд причин небезопасности жилья. Эти же причины могут послужить своего рода сигналами, чтобы отличить компании, заботящиеся о состоянии своих объектов, от тех, кому «лишь бы построить».
Причина первая и основная. Обилие на рынке фирм-однодневок.
Как считает Сергей Лукьянов, на рынке растет число недобросовестных компаний, так называемых фирм-однодневок, не имеющих ни опыта в строительной сфере, ни базы для реализации своих проектов. — В год мы отказываем во вступлении в СРО 4-5 подобным организациям, — говорит директор СРО строителей Воронежской области Сергей Морозов. — Но не факт, что они не находят способа начать строительство и без нас. Более того, через год мы начинаем проверять организацию, у которой все по документам было нормально, а там уже нет персонала, один директор!
Еще более удручающие цифры приводит Владимир Бубнов: более 50% компаний, участвующих в торгах на землю под строительство, — фирмы-однодневки:
— Каким-то образом они торги выигрывают, а потом приходят ко мне: «Возьми откат, только построй на этой земле что-нибудь! Я не в состоянии доделать свою работу».
Причина вторая. Отсутствие у строителей собственной производственной базы.
— ДСК — это преимущественно панельное строительство, — говорит гендиректор компании «Экспресс» Геннадий Мешков. — Но у них есть свой завод и лаборатория, контролирующая качество и безопасность материалов. А из чего строятся некоторые «элитные» объекты, мне просто жутко смотреть.
Причина третья. Низкое качество кадров.
— О чем говорить, если на объектах жители Азии, которые стройку видят первый раз в жизни? — риторически вопрошает Александр Цыбань.
Мелкие застройщики передают работу подрядчику, тот — субподрядчику. В итоге топ-менеджмент даже не знает, кто именно работает у него на объекте.
Причина четвертая. Отсутствие гарантии на дома.
Например, ДСК дает на свои дома гарантию 5 лет. Разумеется, если крупные недочеты будут выявлены уже в процессе эксплуатации, то владельцу квартиры еще нужно будет доказать, что в этом нет его вины. Но у него хотя бы появляется шанс решить проблему не за свой счет. У компаний, заходящих на рынок на 1 год, чтобы построить 1-2 дома, разумеется, такой опции нет. Когда застройщики знают, что им придется отвечать по гарантии, они тщательнее следят за безопасностью на этапе строительства. Возможно, это не заставит их повысить качество. Но серьезных нарушений, за которые потом придется платить, им «захочется» сделать уже меньше. На Западе, как говорит Шмелев, большинство застройщиков имеют свои управляющие компании, которым приходится отвечать за недоделки, если жилец выявит их уже в ходе эксплуатации. У нас же количество УК застройщиков можно пересчитать по пальцам.
Причина пятая. Недостаточный контроль со стороны государства и проверяющих органов.
Рынок жилищного строительства появился в России относительно недавно. И «душить» его постоянными проверками и контролем неправильно. Но проблема в том, что, порой придираясь к мелким недоработкам, надзорные органы не обращают внимания или «не замечают» крупных ошибок строителей. Так, Шмелев отмечает, что некоторые здания вводятся в эксплуатацию в таком состоянии, что «диву даешься, как они получили разрешения».
Что ждет рынок дальше?
Изменится ли ситуация на рынке в ближайшее время и что для этого нужно? Строители дали 3 прогноза.
Прогноз первый
Владимир Бубнов не отрицает, что для улучшения ситуации нужны глобальные перемены — например, новое законодательство о торгах. Но небольшие шаги, на его взгляд, на пути к позитиву уже сделаны. Так, усиливается взаимодействие строителей с проектными институтами, ужесточаются требования к обучению: студенты ВГАСУ будут проходить практику на производстве полгода, а не формальные 2 недели. По его мнению, из маленьких кирпичиков складываются большие дома: небольшие шаги постепенно смогут привести к улучшениям на рынке. Правда, оценить количественно, как именно изменится рынок, он пока не берется.
Прогноз второй
Гендиректор компании «Электронжилсоцстрой» Юрий Гайдай говорит, что «безопасность — категория, которая сегодня не всегда оценивается потребителями на должном уровне. В первую очередь их беспокоит вопрос цены». Пока ситуация не меняется: потребители сами стимулируют фирмыоднодневки, которые, желая сбыть объекты с низким уровнем безопасности, продают их дешевле. А покупатели не спешат пересматривать свои взгляды. Вопрос цены для них в приоритете.
Прогноз третий
Александр Цыбань считает, что решить ситуацию могли бы изменения в Земельном кодексе, не допустившие бы на торги фирм-однодневок. Но будут ли они приняты или новые законы создадут трудности только старым игрокам на рынке, пока вопрос. А пока каждому из нас стоит задуматься, в какой квартире жить. И на что обратить внимание при покупке недвижимости: на цену, удобное местоположение или все-таки на безопасность?
Справка
197 нарушений выявило в прошлом году Верхне-Донское управление Ростехнадзора в Воронежской области в сфере строительства, в том числе по фактам несоблюдения технологий производства и отсутствия контроля над качеством работ.
Комментарии
Николай Решетников, директор cалона декоративных покрытий для стен Antica Signoria
Для большинства потребителей проблема безопасности жилья не существует
— Рядовой потребитель очень плохо разбирается в вопросах безопасности. Кирпичи не падают, и слава Богу. А что касается экологической безопасности, то это вообще темный лес. Вы живете в доме, вы знаете, какой бетон вам залили? Один человек из ста задумывается об этом. А потом удивляются, откуда берутся проблемы со здоровьем. Вот в премиуме и в строительстве, и в отделке уже появилась тенденция контроля заказчиком безопасности материалов, в том числе с точки зрения экологичности. Думаю, тренд затронет и другие сегменты. Но по минимуму.
Ольга Черемухина, владелица одного из самых дорогих коттеджей в Воронеже класса luxury
Даже подсобных рабочих хорошего качества в Воронеже трудно найти
— Занимаясь строительством своего коттеджа, я столкнулась с тем, что подрядные организации, готовые строить безопасный премиум в Воронеже, очень трудно найти. Я говорю сейчас не о компанияхзастройщиках, имеющих свои кадры, а о подряде. Строят словно какой-то сарай! Даже маляров пришлось привозить из Москвы! Казалось бы, подсобным рабочим не нужна высокая квалификация. А из 100 приходящих нам удавалось подобрать болееменее нормальных только 2. Если бы я вовремя не сменила электриков, то у меня не работали бы практически все розетки и выключатели. Что такое инженерно-электронная система в умных домах — нет никакого понятия. Другие «специалисты» с большим удивлением смотрели на термодатчики. С иностранной техникой они просто не умели работать. При этом качество такой работы неразрывно было связано с нарушением безопасности. Стропильную систему хотели сделать очень тонкой, не закладывая никакого запаса прочности. Качество рабочей силы у строителей много этажек, не имеющих собственных кадров и пользующихся услугами подряда, такое же. Остается догадываться, с какими нарушениями они строят. К счастью, мне удалось решить проблему, привезя всех специалистов из Москвы.http://facto.ru/glavnaya_lenta_novostej/2014/08/pochemu_v_voronezhe_pa_daet_uroven_bezopasnosti_zhilya/