30.07.2014 Новые разъяснения ДНДиПР по порядку применения части 7 статьи 83 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности
Письмом ДНДиПР МЧС России от 10 июля 2014г. № 19-2-13-2911 в региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также в Главное управление МЧС России по городу Москва были направлены разъяснения по порядку применения части 7 статьи 83 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Закон).
Разъяснения говорят о необходимости «при назначении сроков исполнения пунктов предписаний, выданных в связи с невыполнением требований части 7 статьи 83 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» учитывать бюджетные возможности учреждений, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, в ведении которых они находятся».
Президентом был отведен двухлетний период для приведения объектов в соответствие новым требованиям
Президент России при утверждении Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"» от 10 июля 2012 года N 117-ФЗ установил двухлетнюю отсрочку по вступлению в силу требований по дублированию сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации. Они вступили в силу лишь недавно: 14 июля 2014г. Таким образом, был предусмотрен достаточный срок для приведения социально значимых объектов в соответствие законодательным требованиям.
Кому нести ответственность за невыполнение законодательных требований в установленный срок?
Предложение должностным лицам структурных подразделений, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора, назначать сроки исполнения пунктов предписаний, выданных в связи с невыполнением требований части 7 статьи 83 Закона исходя из бюджетных возможностей учреждений, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, подводит действия названных должностных лиц под статью 293 «Халатность» Уголовного Кодекса Российской Федерации.
От двух до 3,5 лет лишения свободы: инспектор ГПН не предпринял попытки оспорить судебное решение
В свете этого показательным будет пример приговора в отношении трех должностных лиц отделения Государственного пожарного надзора Корткеросского района Главного управления МЧС России по Республике Коми
по уголовному делу № 1-2/2011, возбужденному по факту пожара, происшедшего 31 января 2009г. в «Доме ветеранов», где погибло 23 человека. Названные инспектора ГПН при проведении проверок неоднократно решениями мировых судей приостанавливали деятельность «Дома ветеранов». Тем не менее, эти решения отменялись решениями судов более высоких инстанций, в связи с чем каждому инспектору было вменено в вину то, что «после принятия судом указанного решения, инспектор мер по устранению выявленных нарушений закона не принял», другими словами – не направил материалы в Верховный суд РФ. В итоге Корткеросский районный суд Республики Коми вынес в отношении названных инспекторов ГПН приговор, в соответствии с которым они получили наказание в виде лишения свободы от 2-х до 3,5 лет за «неисполнение и ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного и небрежного отношения к службе, повлекшее существенное нарушение прав и законных интересов граждан, охраняемых законом интересов общества и государства».
Выполнение рекомендаций ДНДиПР – риск быть осужденным по 293 статье УК РФ
Есть риск, что и сейчас, инспектора ГПН, исполняя
методические рекомендации ДНДиПР МЧС России, могут оказаться виновными по статье 293 УК РФ, так как ни следственными органами, ни органами прокуратуры, ни тем более судами, данные рекомендации не будут расценены как возможность неисполнения требований федерального законодательства в области обеспечения пожарной безопасности.