17.07.2014 Расследование страшной аварии в московском метро продолжается. Есть первые задержанные: это дорожный мастер и помощник. Есть уже и заявления властей о том, что могут быть кадровые перестановки. И есть версии.
По следам трагедии в московской подземке Следственный комитет несется на полной скорости. Уже есть и основная версия произошедшего: с рельсов поезд сошел из-за человеческой ошибки. Прошло чуть более суток, но следователи уверены: скорее всего, к аварии привели некачественные работы по замене стрелки.
Сообщается, что ремонт на перегоне между станциями "Парк Победы" и "Славянский бульвар" проходил с конца мая этого года. По предварительным данным, состав с пассажирами влетел в бетонную стену после того, как наехал на неверно установленную стрелку, которая, по идее, должна направлять состав в побочный тоннель. Эта самая стрелка была установлена меньше недели назад и еще даже не подключена.
Согласно инструкции, еще неработающая стрелка должна была быть блокирована специальным устройством и даже опечатана. На деле оказалось, что стрелочный механизм был зафиксирован обычной 3-миллиметровой проволокой, которая порвалась, и вместо того, чтобы направить поезд по одному из направлений, стала препятствием на его пути. В результате первые три вагона состава сошли с рельсов. Так звучит официальная версия, впрочем, не все эксперты разделяют такую уверенность следователей.
Сразу после аварии было возбуждено уголовное дело. Статья — "Нарушение требований в области транспортной безопасности". Следователи уже задержали двоих работников московского метро. Это старший дорожный мастер службы пути ГУП "Московский метрополитен" и помощник дорожного мастера. Задержанные уже допрошены. В ближайшее время следствие планирует предъявить им обвинение и избрать меру пресечения.
Пока в числе подозреваемых — люди, непосредственно выполнявшие работы. Но Следственный комитет намерен установить и привлечь к уголовной ответственности абсолютно всех причастных к этой трагедии, начиная от исполнителей и заканчивая должностными лицами руководящего звена.
Хотя такие заявления с недоверием и воспринимают в профсоюзе работников метро. Там в вину своих коллег не верят и опасаются, что их просто сделают крайними.
Еще раз вспомним, что же случилось под землей в этот роковой день. Трагедия произошла во вторник, 15 июля, на Арбатско-Покровской линии. Примерно в 8:35 утра поезд двигался от станции "Парк Победы" к "Славянскому бульвару". Скорость состава составляла около 70 километров в час. По неустановленной причине с рельсов сошли три первых вагона. Всего, по данным МЧС, из разбившегося поезда были эвакуированы порядка 1150 человек.
Авария произошла буквально в 200 метрах от станции "Славянский бульвар". Расстояние между двумя станциями – "Парк Победы" и "Славянский бульвар" — 3303 метра. Станция "Славянский бульвар" открыта 7 сентября 2007 года. Достаточно современный и сам участок ветки "Парк Победы" — "Кунцевская", его открытие состоялось в январе 2008-го.
Согласно международной статистике, наиболее часто происшествия в метрополитенах связаны именно с работой и состоянием путей. Сюда входят дефекты на линии и как раз аварии, связанные со стрелками. На первом месте по количеству подобных происшествий — Нью-Йоркский метрополитен. За 2013 год там произошло 9188 сбоев в работе. Но здесь нужно отметить, что исследователи считали не только катастрофы, но и задержки поездов из-за нерабочего состояния путей.
На втором месте – подземка Мехико: 314 случаев. Далее – Лондон: 270 происшествий. Московский метрополитен в этой статистике — на восьмом месте с 10 случаями. В нашей подборке мы вспомнили самые страшные катастрофы в истории метро. Нужно оговориться: хотя следствие и рассматривает версию со стрелкой в качестве основной, не отметаются и другие возможные причины.
По мнению СК, причиной могла стать и неисправность вагона. В частности, крепление колесной тележки или другой заводской дефект. Версия выглядит вполне убедительно. Особенно, на фоне недавнего скандала, когда работники "Метровагонмаша" не раз заявляли о систематическом браке на заводе.
"История с увольнениями и бракованными деталями всплыла еще в начале прошлого года. С тех пор работники не раз обращались и к руководству завода и обивали пороги различных организаций. Ответ один: все клевета, на "Метровагонмаше" брака быть не может. Это утверждают в пресс-службе ОАО "Метровагонмаш". Правда, ответ этот размещен на сайте предприятия исключительно в письменном виде. От общения с журналистами представители "Метровагонмаша" отказались. А жаль, потому что вопросы есть. И пока без ответов. Например, последний тендер на поставку вагонов метро — 800 единиц — завершился в феврале 2014 году. Победил тот же "Метровагонмаш", взяв контракт на 143 миллиона рублей.
Мы изучили требования к вагонам. Например, кузов должен быть устойчивым к коррозии, герметичным, экологичным, иметь гарантию. Но про ударостойкость и, скажем так, "нескладываемость" ничего нет.
Про систему пожарной безопасности говорится, что она должна быть. Но какой именно — не уточняется. Та же история — с огнетушителями. Вот прямая цитата: "Типы огнетушителей, их количество и места установки согласовываются с Метрополитеном на стадии изготовления".
Сертификация вагонов добровольная, а не обязательная, то есть условия по таким сертификатам устанавливает не государство, а непосредственно заказчик и исполнитель. Участие государства в данном вопросе ограничивается постановлением правительства номер 982 от 1 декабря 2009 года.
Вот единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации. Пункт 3184 – это все, что относится к вагонам и поездам метро. Так вот обязательный сертификат необходим на различные виды тормозных колодок, тормозные диски и накладки. Также клещевой механизм, тормозной кран, воздухораспределители и компрессоры. То есть это всевозможные тормозные механизмы. А вот то, что касается вагонов в общем, – здесь, что называется, полный пробел.
Авария в метро стала шоком для миллионов людей, пользующихся ежедневно этим видом транспорта. В социальных сетях — траур и соболезнования. Ну, и еще один момент к вопросу об ответственности в метро. Безусловно, для обывателя наименее важный, но очень ярко характеризующий уровень ответственности.
Выяснилось, что ни поезд, ни оборудование тоннеля не были застрахованы. Контракт с "Россгосстрахом" истек в феврале 2014-го. Новый конкурс объявили осенью 2013-го. Но торги так и не состоялись.
Видимо, даже в вопросе, представляющем прямой коммерческий интерес, что называется, руки не дошли. Чего уж говорить о какой-то стрелке, которых в подземке тысячи.http://www.vesti.ru/doc.html?id=1804054