02.07.2014
В мэрии столицы Башкирии посчитали сомнительными два пожара, произошедших 12 и 21 мая. В эти дни на улице Ленина в Уфе вспыхнули два расположенные рядом памятника деревянного зодчества под номерами 71 и 73 — дом Князевых и дом Емельяновых. Координатор движения «Архзащита» Владимир Захаров считает, что здания подожгли, чтобы освободить место для застройки элитным жильем — квартал входит в зону строительства комплекса «Дом у озера».
Согласно контракту с городом застройщик был обязан сохранить деревянные дома-памятники, но они внезапно сгорели.
По словам сити-менеджера Уфы Ирека Ялалова, дома «горят по мановению волшебной палочки, если попадают в зону стройки».
По оценкам г-на Захарова, памятники утеряны на 50 процентов.
Ситуация осложняется тем, что сгоревшие дома — не собственность города или государства.
— Дом Князевых сейчас принадлежит некому юридическому лицу, оформившему охранное обязательство, если это лицо составит документы по экспертизе, то дом могут признать не памятником, наша задача — сделать его памятником и сохранить, — сказал координатор движения «Архзащита».
У членов совета по сохранению культурного наследия при уфимской мэрии также возникло предположение, что пожары не случайны, а собственники сгоревших памятников не очень желают их восстанавливать.
— Нужно работать в юридической плоскости, мы прекрасно понимаем что здесь происходит, но то, что это два проблемных дома, которые предполагалась уничтожить, это факт, — сказал г-н Ялалов.
Интересно что пожарная часть №2 по Советскому району Уфы находится от сгоревших особняков через жилую трехэтажку: до дома Князевых — 119 метров, до дома Емельяновых — 158 метров. По словам очевидцев, расчеты приехали, когда дома получили ощутимый урон от огня.
— И пожарные дали заключение, что это бомжи курили, — сказал под общий смех представитель управления по земельным ресурсам Владимир Барабаш.
— Нужно узнать, кто дал такую справку, — распорядился градоначальник.
Защитники старины привели в пример бережное сохранение деревянных и кирпичных домов-памятников в Томске и Тюмени, где бизнес не уничтожает, а наоборот извлекает выгоду из истории города. Мэр согласился, что только коммерсанты смогут спасти старинные особняки от окончательной разрухи.
— Если не вдохнуть в исторические памятники вторую жизнь в виде ресторанов, офисов, картинных галерей, магазинчиков — ничего не выйдет, — поделился мнением сити-менеджер. — Но если один такой случай останется без ответа, у нас завтра все памятники архитектуры сгорят.
По данным властей города, в Уфе 871 дом-памятник, 307 — в федеральном реестре культурного наследия, 564 — в статусе недавно выявленных. Со слов г-на Ялалова, 14 процентов из них в более-менее хорошем состоянии. Все 800 домов не охватить тотальной реконструкцией, но, по оценкам мэра, на 150-200 наиболее ценных реально найти инвестора.
Но то как сейчас восстанавливаются и используются дома-памятники, г-на Ялалова не устроило.
— Восстановление идет «от случая к случаю», на фасадах вешаются рекламные баннеры и кондиционеры, собственники избегают оформления охранных обязательств, — описал общую ситуацию глава города. — Псевдо-инвестору интереснее довести объект до разрухи, признать его безнадежным к восстановлению, снести и построить что-то свое.
Найдут ли настоящих поджигателей и заказчиков памятников деревянной архитектуры, неизвестно.http://ufa.mk.ru/articles/2014/07/02/ogon-vse-spishet.html