04.06.2014 Чрезмерное внимание со стороны проверяющих органов - так Уполномоченный по правам предпринимателей обозначил одну из главных проблем в российском бизнесе. Борис Титов 26 мая, в соответствии с законом, представил свой доклад президенту.
Омбудсмен отдельно обсудил с Владимиром Путиным вопросы излишнего контроля со стороны различных ведомств.
«Еще одна проблема сегодня – это проверки», - отметил Б. Титов
В.Путин: «Мне казалось, что острота этой проблемы спала».
«Действительно, был период, когда все резко сократилось, когда прокуратура стала контролировать и осуществлять надзор за проверочной деятельностью: составлять план, а не плановый список проверок. К сожалению, в последнее время, как мы видим, это становится проблемной темой: 2,7 миллиона проверок было в прошлом году. И здесь больше заставляет задуматься другая цифра, что внеплановых проверок – 48 процентов, то есть плановых 52, но внеплановые проверки догоняют количество плановых», - сообщил Уполномоченный по правам предпринимателей.
Особое внимание в докладе Бориса Титова было уделено деятельности ФАС, которая проводит порядка 17 000 проверок ежегодно, при этом 92% из них внеплановые. Кроме того, основное давление ФАС оказывает на малый и средний бизнес, при этом антимонопольные решения в основном принимаются без анализа рынка. В докладе представлен перечень основных проблемных вопросов в сфере антимонопольного регулирования, а также предложения по их решению:
1. Проведение проверок ФАС без санкции суда или прокуратуры.
Решение: Внести в закон «О защите конкуренции» поправки, предусматривающие необходимость судебной санкции (или санкции прокурора) на проверки ФАС.
2. Большое количество антимонопольных решений принимается без анализа рынка.
В частности, анализ рынка не проводится при рассмотрении дел о нарушении статей11,15,16 закона №135-ФЗ «О защите конкуренции», а также статьи 10, если компания относится к субъектам естественной монополии или включена в Реестр компаний, имеющих доминирующее положение. Таким образом, в настоящее время анализ рынка проведен только в 2-3% решений ФАС, дошедших до суда. Экономический анализ, стоящий за решениями по экономической концентрации, не раскрывается.
Решение: Внести в закон «О защите конкуренции» и подзаконные акты поправки, согласно которым определяются требования к обоснованию решений антимонопольной службы в сфере контроля экономической концентрации; изменяется редакция приказа ФАС России о порядке проведения анализа рынка; закрепляется пороговое значение (минимальная доля рынка) для дел о соглашениях и согласованных действиях.
3. Количественный перевес антимонопольных дел против малого и среднего бизнеса (37% по сравнению с 11% дел против компаний из первой сотни по обороту).
Между тем небольшой размер компании свидетельствует о низких барьерах входа на рынок и, как следствие, малой вероятности его монополизации. В результате ресурсы ФАС отвлекаются от расследования ключевых дел, что вредит качеству их рассмотрения.
Решение: Ввести в закон «О защите конкуренции» изменения, согласно которым
закрепляется норма о том, что компании с долей рынка менее установленного порогового значения не подпадают под действие закона №135-ФЗ; закрепляется пороговое значение минимальной доли рынка для дел о соглашениях и согласованных действиях; вводится законодательный иммунитет для преследования малого и среднего бизнеса (с соответствующими исключениями).
4. Нарушения прав предпринимателей при выездных проверках ФАС.
Решение: Внести в закон «О защите конкуренции» поправки, согласно которым внеплановые проверки ФАС могут проводиться только на основании возбужденного дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип устройства; ip-адрес) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите использовать файлы cookie, измените настройки браузера. Политика обработки персональных данных