01.06.2014 Московской пожарной охране исполнилось 210 лет. Два века назад из средств тушения было только в лучшем случае ведро, и звать на помощь было некого. Теперь у брандмейстеров есть вертолеты, катер, гигантские 90-метровые лестницы, телескопические подъемники и спецавтомобили.
Есть версия, что пожар 1812 года - единственный, который москвичи устроили сами и не собирались тушить. Будто бы сам военный губернатор Ростопчин отдал приказ превратить город в пепел, чтобы не доставался никому.
Со всеми остальными пожарами, а горела Москва часто, боролись. Вплоть до XIX века тушить их было обязанностью жителей. Тем, кто отказывался, грозили телесные наказания или тюрьма. Не помогало. Город не раз выгорал дотла. И только в 1804 году по указу Александра I от пожарной повинности москвичей освободили, доверив дело профессионалам. "Были созданы двадцать пожарных команд. Каждая пожарная команда имела такую особенность - имела свою масть лошадей. И уже жители по масти лошадей могли ориентироваться, какая пожарная команда следует - или Арбатская, или Тверская", - рассказывает ведущий специалист музейно-выставочной экспозиции ГУ МЧС России по Москве Евгений Бобылев.
Все 210 лет работы пожарным хватало. Что только в Москве не горело - жилые дома, церкви, гостиницы, университеты. Особо полюбил огонь столичные театры - полыхали и Малый, и Большой. Горел в Москве даже теплоход, "Сергей Абрамов" в Северном речном порту. С огнем боролись всю ночь до утра. Причиной пожара стала непотушенная сигарета в кабине экипажа. Особо суеверные, впрочем, считают, что несчастье случилось из-за того, что теплоход назвали в честь еще живого человека.
В 2000 году весь мир следил за тем, как горела Останкинская телебашня, три человека погибли, вещание большинства российских каналов было прекращено. В 2004 году в день выборов президента практически полностью выгорел знаменитый московский Манеж, и снова жертвы - двое пожарных.
Горела корона на башне "Восток" в Москва-сити, где-то на уровне 67 этажа. Пока это самый высокий московский пожар. Его тушили с вертолета.
За два с лишним столетия технология тушения пожаров менялась вместе с Москвой, теперь у брандмейстеров есть вертолеты, катер, гигантские 90-метровые лестницы, телескопические подъемники и спецавтомобили, в комплекте которых новейшие техсредства, вплоть до тепловизора. "Мы можем в условиях нулевой видимости обнаружить очаг пожара. Либо мы можем, также в условиях нулевой видимости, обнаружить пострадавшего, который не может сам попросить о помощи, допустим, он потерял сознание", - говорит старший инструктор 13-ой специализированной части по тушению крупных пожаров Москвы Эдуард Комаров.
Впрочем, и без тепловизора Эдуард Комаров способен на многое. Он - самый высокий пожарный Москвы. Два метра роста, оказывается, полезная вещь. "Обычно пожарные используют для подъема на небольшую высоту так называемую лестницу-палку, вот с моим ростом она уже не требуется. То есть мы не теряем время, не раскладываем её, с моим ростом очень удобно залезть туда, куда другим пожарным понадобятся спецсредства", - улыбается Эдуард Комаров.
У них отличное чувство юмора. И у каждого - своя история, ради которой стоит жить. Сергей Гаврилин вспоминает, как на одном из вызовов по соседству с горящей квартирой отмечали день рождения ребенка. Пришлось спасать сразу десять детей.
Единственное, что не изменилось за двести лет, - люди, выбирающие эту профессию. Сильные, выносливые, с железными нервами. Другие просто не смогут остановить стихию огня.http://www.tvc.ru/news/show/id/41065