15.05.2014 Информация о разворовывании денег, выделенных государством детям, всегда вызывают бурную реакцию общества. «Есть что-то особо подлое в том, чтобы воровать у детей», - отмечает в своем журналистском расследовании автор материала «Детские деньги» семьи Абдулатипова», опубликованной на днях в газете «Версия».
В информации о хищениях, фигурирующих в возбужденных в Дагестане уголовных делах, может шокировать. В общей сложности речь идет о более чем полумиллиарде рублей. Этих денег, вероятно, хватило бы, к примеру, для приведения в надлежащее состояние противопожарной безопасности для всех школ Дагестана, с которой сейчас дела не лучшим образом.
Серьезность проблемы отмечают многие эксперты.
«Вспомним трагедию 2003 года, когда в Махачкалинском интернате для глухих детей от пожара погибли 28 детей в возрасте от 8 до 14 лет, а более ста детей получили ожоги и отравления угарным газом, - приводит пример политический аналитик Алексей Васильев. - Вся страна тогда оказывала помощь - донорской кровью, медикаментами, лучшими врачами, посланными в Махачкалу после ЧП… Но сделаны ли были выводы? В августе 2010 года МЧС России опубликовало список из 94 учебных заведений, где грубо нарушаются требования пожарной безопасности, безусловным «чемпионом» этого перечня стал Дагестан, в котором в черный список попали сразу 28 учебных заведений. Сейчас в регионе новый глава - Рамазан Абдулатипов. Но старые болезни по-прежнему не искоренены, несмотря на громкие заявления этого руководителя. Более того, «детские деньги», выделяемые федеральным центром на школы, как видим из ставших достоянием общественности фактов, пускаются не на охрану жизни и здоровья детей, а просто разворовываются. Неужели нужно ждать новых трагедий, чтобы что-то поменялось в республике?
Как показало журналистское расследование, ветхих школ, которые могут загореться в любой момент, в Дагестане значительное число: многие не имеют даже противопожарной сигнализации. 30 августа прошлого года Роспотребнадзор обнародовал итоги своих проверок: в половине дагестанских школ отсутствует водоснабжение, в 70% - канализация, 55% школ не имеют медицинских кабинетов и т.д.
Характерным примером того, как сегодня обстоит положение дел в республике, может служить то, что глава Дагестана Рамазан Абдулатипов заявляет о необходимости замены кадров в министерстве образования, и тут же посылает на «усиление» министерского звена таким «специалистом в школьном образовании», как 29-летний технический директор фирмы издающей рекламную газету, Хаджимурад Алиев. Как пишет «Версия», в октябре 2013 года этого рекламщика ставят… заместителем министра образования, а уже 29 ноября от имени министерства он подписывает госконтракт на поставку учебно-цифровых комплексов на сумму 386 миллионов рублей с фирмой «Инструменты управления». Причем, как пишет автор статьи Марат Хайруллин, конкурсная документация и аукцион были разработаны меньше, чем за неделю. По этому контракту фирма-исполнитель, согласно завизированному Алиевым акту приемки от 25 декабря 2013 года, поставила (менее чем за месяц) в 473 школы комплекты компьютеров (около 10 тысяч штук) и в рекордные сроки обучила преподавателей школ работе со специальным программным оборудованием в среднем по 10 школьным предметам. Реализация этого объема работ в такие короткие сроки выглядит фантастикой.
В результате проведенных проверок правоохранители обнаружили следы компьютерного оборудования всего лишь в 47 школах вместо 473. Как выяснилось, нити от фирмы «Инструменты управления», попавшей в поле зрения следователей, тянутся к исполнительному директору Стратегического совета при руководителе Дагестана Магомеду Мусаеву, который приходится зятем главы республики Рамазана Абдулатипова. В свое время Мусаев руководил ВДНХ, после чего и понадобилось нынешнему московскому руководству строить грандиозные планы восстановления объекта. Как сообщает издание, именно Мусаев «посоветовал» новоявленному заместителю министра заключить контракт с фирмой «Инструменты управления».
В СМИ уже неоднократно сообщалось, что с приходом к руководству в Дагестана Рамазана Абдулатипова «денежные дела» в регионе стали часто замыкаться на «абдулатиповский клан». К примеру, с именем того же зятя главы республики Магомеда Мусаева связывают и историю с увеличением почти в пять раз бюджетного финансирования «Республиканского многопрофильного лицея» - с 81 миллиона рублей до 300. Следствие выяснило, что более половины этих денег, почти 180 млн. руб., было потрачено, согласно отчетным документам чиновников, на… школьное питание. Но очень трудно поверить, чтобы каждый из 760 учеников школы питался на 9 тысяч рублей в день. По версии следствия, часть «сэкономленных» денег ушли за пределы республики и осели на счетах фирм, так или иначе аффилированных с Магомедом Мусаевым. Издание отмечает, что в руководство министерства финансов, выделявшего деньги лицею, тоже находятся представители окружения Абдулатипова.
«По сути, можно говорить о том, что коррупция съедает традиционный кавказский менталитет, - считает экономист Сергей Михайлов. - То, как разворовываются «детские деньги» - показатель крайнего неблагополучия в республике Дагестан. Едва ли Москва ждала такого резонанса от деятельности назначенного всего год назад на пост главы региона Рамазана Абдулатипова. Весьма показательным является и то, что уголовные дела в столь короткий период его правления были возбуждены в отношении самых близких к нему лиц. Скандал с «детскими деньгами», думается, не удастся скрыть не от дагестанской общественности, ни от Кремля. Эхо хищений аукнется, возможно, в самое ближайшее время», - резюмирует эксперт. http://polit.ru/article/2014/05/15/dagestan/