21.04.2014 Служба российских пожарных девятнадцатого столетия приравнивались к военной, их рабочий день начинался уже в 5-6 часов утра и длился без перерыва 15-16 часов. Единого распорядка дня в пожарных частях не было. После подъема весь личный состав становился на молитву. Затем в течение 1,5 - 2 часов нижние чины чистили лошадей, давали им корм, производили уборку помещений, подметали двор и улицу перед пожарным депо, чистили обозное оборудование. После завтрака, в 7 часов утра, у пожарных начинались строевые занятия и различные хозяйственные работы. Кроме этого, рядовые пожарные поочередно несли постовую службу на каланче, у ворот, на конюшне и в других местах. Рабочий день заканчивался общей молитвой, которая проходила в 9 часов вечера.
Служба во всех российских пожарных частях того времени была односменной. Пожарные считались находящимися на службе круглые сутки - и днем, и ночью, не исключая ни одного дня в году, в том числе и праздничные. При этом служба сопровождалась курьезами. Например, пожарным даже ночью не разрешали снимать сапоги, чтобы в случае необходимости не задерживать выезда на пожар. Такой порядок в российских пожарных частях сохранялся вплоть до революции 1917 года. Правда, кое-где еще до этого городское руководство стало понимать всю нелепость подобных требований. В результате московский градоначальник уже в 1912 году разрешил пожарным снимать сапоги на ночь… Еще российские пожарные XIX века могли отлучаться с территории своей части только один раз в неделю, да и то лишь на 3 часа - для посещения бани. Еще раз в месяц каждому нижнему чину пожарной охраны полагалась увольнительная на одни сутки. Увольнение разрешалось лишь в том случае, если в течение этого месяца за пожарным не было замечено никаких провинностей.
Подготовка рядовых пожарных включала в себя строевые занятия и так называемую словесность. Пожарные отрабатывали строевой шаг, учились отдавать честь, лазили по лестницам, спускались по веревке с учебной башни и каланчи, прыгали в сетку с крыши или из окон высокого здания. Часто устраивались учебные тревоги, так как брандмейстеры боялись взыскания от начальства за медленный выезд во время внезапных проверок боевой готовности, которые иногда проводил полицмейстер и городские власти. Скорость выезда считалась основным критерием оценки степени готовности пожарной части к боевой работе.
Если случался пожар, то пожарная часть, независимо от времени суток, в полном составе выезжала на тушение, и работала там до полной ликвидации очагов горения. При этом использовались главным образом ручной труд и мускульная сила пожарных.
В одном из номеров журнала “Пожарное дело” за 1912 год рассказывалось о том, что пожарные выезжают по разным “экстренным” случаям - то пьяного купца ссаживать с коня триумфальной арки, то ловить улетевшего попугая, то снимать курицу с трамвайного провода. http://blog.khabara.ru/2014/04/21/sluzhba-rossijskix-pozharnyx-v-konce-xix-nachale-xx-vv.html