24.03.2014 Как уже не раз отмечалось на Лесном форуме, Правительство РФ и МЧС России совместными усилиями провалили выполнение прошлогоднего президентского поручения Пр-1037 об установлении порядка выжигания сухой травянистой растительности, исключающий возможность перехода огня на лесные насаждения, торфяники, объекты инфраструктуры и населенные пункты. Постановлением Правительства РФ от 17 февраля 2014 года № 113 от 17 февраля 2014 г. № 113 "О внесении изменений в Правила противопожарного режима в Российской Федерации" были приняты требования к мерам противопожарной безопасности при выжигании сухой травы, не распространяющиеся на земли сельскохозяйственного назначения - главную категорию земель, с которой травяные палы перекидываются на леса, торфяники, населенные пункты и объекты инфраструктуры.
Примечательно, что в МЧС есть люди, которые в целом знают, какие меры пожарной безопасности должны применяться при проведении так называемых "контролируемых" выжиганий сухой травы, чтобы исключить возможность перехода огня на лесные насаждения, торфяники, объекты инфраструктуры и населенные пункты. 23 января 2014 года статс-секретарь - заместитель министра МЧС В.С.Артамонов утвердил "Методические рекомендации по проведению выжигания сухой травянистой растительности", официально согласованные с Минприроды, Минрегионом и Минсельхозом России. Эти рекомендации устанавливают вполне достаточные меры пожарной безопасности при выжигании сухой травы, которые могли бы сделать бесконтрольные палы, даже проводимые формально под видом "контролируемых выжиганий", совершенно незаконными. Если бы эти рекомендации имели силу нормативно-правового акта и были обязательными к исполнению - вышеупомянутое президентское поручение можно было бы считать полностью выполненным.
Но, к сожалению, рекомендации эти имеют статус "филькиной грамоты" - набора благих пожеланий, более или менее обязательных к исполнению разве что организациями, входящими в систему МЧС России. Для всех остальных они имеют статус советов, к которым можно прислушаться, а можно и не прислушаться (как показывает свежий опыт Забайкалья - в реальности к ним не прислушиваются). Согласно постановлению Правительства РФ от 13 августа 1997 № 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации", нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде "методических рекомендаций" (не утвержденных специальным постановлением, приказом или распоряжением) действующим законодательством не предусматривается. Не знать этого В.С.Артамонов не мог просто в силу занимаемой должности: он как раз отвечает в МЧС, в числе прочего, за подготовку и утверждение в установленном порядке проектов нормативных правовых актов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций - и, соответственно, обязан знать этот самый установленный порядок.
Вот так выглядят эти благие пожелания. Официально у них нет никакого статуса, но все-таки советуем тем, кто собирается проводить "контролируемые" выжигания сухой травы, следовать им. Не забывайте, что полномочия по надзору и контролю в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности возложены на МЧС, а его сотрудники очень трепетно относятся к рекомендациям собственного начальства, пусть даже имеющим сомнительный правовой статус.http://www.forestforum.ru/viewtopic.php?t=16387