20.03.2014
К ужасу бизнеса, правительство готовит новый пакет мер помощи малым и средним предприятиям (МСП). Чувство, которое испытывают бизнесмены, понять легко: прошлогодняя программа привела к сокращению субъектов МСП на рекордные 600 тыс. По данным опроса PwC, 57% российских предпринимателей готовы в любой момент расстаться со своим делом.
Камень преткновения
У бизнеса есть общее мнение по всем этим вопросам (предприниматели горячо поддерживают любое разбрасывание денег с вертолетов, будь то расширение доступа к госзаказу или льготные кредиты), но идея Минэкономики вывести малый бизнес из-под контроля Федеральной антимонопольной службы (ФАС) расколола бизнес-организации на два лагеря.
Напомним, подготовленная недавно Минэкономики "Концепция первоочередных мер социально-экономического развития" содержит несколько предложений по улучшению условий для ведения бизнеса. Одной из важнейших проблем, мешающих развитию МСП, в документе назван чрезмерный контроль антимонопольных органов. "Потенциал действующей модели антимонопольного регулирования исчерпан, не приводит к развитию конкурентной среды и ограничивает развитие предпринимательства, в первую очередь малого и среднего бизнеса",— отмечается в документе. Чтобы снизить антимонопольное давление на МСП, предложено вывести из-под контроля ФАС малый бизнес (за исключением ценовых сговоров и сговоров на торгах), получать санкцию суда на проведение "рейдов на рассвете" и прекратить преследование компаний за ущемление интересов контрагентов.
Мнение бизнеса о реформировании ФАС разделилось. Если Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) и "Деловая Россия" этот вектор последовательно поддерживают, то в "Опоре России" хотят оставить все как есть. "Особенно положительно работа ФАС России оценивается субъектами малого предпринимательства,— защищал недавно службу Игоря Артемьева глава "Опоры" Александр Бречалов в своем письме (имеется у "Денег") главе Минэкономики.— За все время действия закона о защите конкуренции в "Опору России" не поступало ни одного обращения, связанного со злоупотреблением ФАС своими полномочиями. Наоборот, субъекты малого предпринимательства воспринимают ФАС России как защитника их интересов".
А вот старший научный сотрудник РАНХиГС, член экспертного совета при правительстве Вадим Новиков считает: малый бизнес необходимо избавить от контроля ФАС. "В прошлом году в судах рассматривались якобы антиконкурентное соглашение между двумя индивидуальными предпринимательницами, продававшими крем-краску для волос, и чрезмерно высокий заработок владельца автомойки, за полгода заработавшего 70 тыс. руб.",— приводит он примеры дел ФАС против малого бизнеса. По его мнению, ведомство злоупотребляет общественным доверием: "Получает полномочия для борьбы с крупнейшими компаниями, но использует их преимущественно против небольших".
Конкуренция стагнирует: за последние шесть лет доля бизнесменов, считающих, что ситуация улучшилась, выросла всего на 0,5 п. п.— до 24% (данные опроса Минэкономики). Согласно данным Global Competition Review, в 2012 году на российскую ФАС пришлось 7% совокупного бюджета 40 ведущих антимонопольных ведомств мира, 23% совокупного персонала и 76% дел по злоупотреблению доминированием.
Самое большое внимание ФАС привлекает именно малый бизнес. В РФ действует особый Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке свыше 35% (предприниматели окрестили его "реестром монополистов"). Он был введен в начале 1990-х и сейчас на 65% состоит из малых и средних предприятий, а на 15% — из ликвидированных компаний. Среди самых злостных монополистов в реестре, например, предоставляющий банные услуги ИП Бодраков из Черкесска и его ООО "С легким паром", а также приморская фотомастерская "Луч".
По материалам:
Коммерсант.ru