10.03.2014 Конец зимы 2013-2014 г.г. отметился в Приморском крае пока еще не очень обычным для нашей страны явлением: массовыми зимними лесными пожарами, действовавшими на протяжении более двух недель. Причиной массового возникновения лесных пожаров стала очень малоснежная зима, в результате которой уже ко второй половине февраля в прибрежных районах юго-востока Приморья практически не осталось снега. Источником большинства, а может быть и всех, лесных пожаров стали палы сухой травы на прилегающих к лесу землях, в том числе, по официально пока не подтвержденной информации, так называемые "контролируемые выжигания". Точную площадь лесных пожаров пока оценить трудно (особенно с учетом нерешенности вопроса о том, считается ли пожар в официально не учтенных лесах лесным пожаром). По предварительной оценке, общая площадь, пройденная лесными пожарами в Приморье за период с 22 февраля по 10 марта 2014 года, составляет около 15 тысяч гектаров - считая пожары как в официально учтенных, так и в бесхозных лесах.
Зимние пожары в Приморье в каком-то смысле можно считать "учебно-тренировочными": благодаря преобладанию отрицательных температур воздуха, они распространялись сравнительно медленно, и не представляли существенной угрозы ни населенным пунктам (если не считать опасного для здоровья людей уровня задымления), ни инфраструктуре. Однако, они показали, насколько органы управления лесами и Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) в целом готовы к борьбе с лесными пожарами в 2014 году. Оказалось, что к серьезной и эффективной борьбе с лесными пожарами страна опять практически не готова, и вряд ли сможет предотвратить развитие катастрофических лесных пожаров при длительных периодах высокой пожарной опасности.
Во-первых, министерство, отвечающее за пожарную безопасность в стране в целом (МЧС), не способно выполнять даже президентские поручения, а Президент не способен проконтролировать исполнение своих поручений. Весной прошлого года по итогам заседания президиума Госсовета, посвященного развитию лесного сектора России, Президентом России было дано поручение правительству установить порядок выжигания сухой травянистой растительности, исключающий возможность перехода огня на лесные насаждения, торфяники, объекты инфраструктуры и населенные пункты. Правительство поручило подготовку соответствующего решения МЧС России, которое с задачей не справилось (видимо, из-за отсутствия в министерстве специалистов, понимающих суть проблемы). В результате Постановлением Правительства РФ от 17 февраля 2014 года № 113 от 17 февраля 2014 г. № 113 "О внесении изменений в Правила противопожарного режима в Российской Федерации" были приняты требования к мерам противопожарной безопасности при выжигании сухой травы, не распространяющиеся на земли сельскохозяйственного назначения - главную категорию земель, с которой травяные палы перекидываются на леса, торфяники, населенные пункты и объекты инфраструктуры. Президентское поручение осталось невыполненным. Большинство лесных пожаров в Приморье возникло как раз в результате перехода на леса палов сухой травы с прилегающих земель сельскохозяйственного назначения.
Во-вторых, утвержденные постановлением Правительства РФ от 17 мая 2011 г. № 376 "Правила введения чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, и взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления в условиях таких чрезвычайных ситуаций" - совершенно не работают, в результате чего дополнительные силы РСЧС своевременно к ликвидации пожаров не привлекаются (а у лесохозяйственных организаций, благодаря Лесному кодексу 2006 года, на борьбу с пожарами не хватает ни сил, ни средств). Согласно этим Правилам, ЧС регионального уровня в связи с лесными пожарами необходимо было ввести не позднее конца февраля - но это не было сделано до сих пор. МЧС вообще никак не отреагировало на эту ситуацию, а Рослесхоз дважды обращался к властям Приморья с просьбой о введении ЧС, но оба раза эти просьбы были просто проигнорированы. Нет никаких оснований думать, что в дальнейшем что-то изменится, и региональные власти в страдающих от пожаров субъектах РФ вдруг почему-то начнут выполнять вышеупомянутое правительственное постановление. Да и зачем его выполнять, если невыполнение не влечет за собой никаких последствий и никакой ответственности? А это значит, что дополнительные силы РСЧС будут привлекаться к борьбе с лесными пожарами слишком поздно, когда их привлечение уже ничего не сможет изменить.
В-третьих, лесопожарная ложь осталась непобежденной: официальная информация о лесных пожарах на федеральном уровне по-прежнему основывается на данных региональных диспетчерских служб, часто не имеющих ничего общего с действительностью. Это значит, что еще одно президентское поручение, данное по итогам вышеупомянутого заседания президиума Госсовета - "обеспечить достоверный статистический учёт площади лесных и нелесных земель, пройденных лесными пожарами, с применением данных федеральной информационной системы дистанционного мониторинга" - осталось невыполненным. Формально часть пожаров и пройденных ими лесных земель не была учтена потому, что пришлась на бывшие сельские леса - то есть леса, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций, а сейчас оказавшиеся бесхозными, беспризорными и никак не учтенными. Однако, по поводу этих лесов есть свое поручение Президента РФ Правительству РФ: "обеспечить ... установление особенностей использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения и иных землях, не относящихся к землям лесного фонда" со сроком исполнения 1 января 2014 г. - нет нужды пояснять, что и это президентское поручение осталось не выполненным. Если бы оно было выполнено, не возникло бы и вопроса о том, являются ли бывшие сельские леса лесами в понимании действующего законодательства, а пожары в них - лесными пожарами.
В общем, все главные причины, приведшие к катастрофическим лесным пожарам в 2010 году в Европейско-Уральской России, и в 2011-2012 г.г. - в Сибири и на Дальнем Востоке, сохранились: и лесопожарная ложь, и несвоевременное введение ЧС и привлечение дополнительных сил и средств РСЧС к борьбе с пожарами, и отсутствие правовых оснований для эффективной борьбы с бесконтрольными травяными палами и пожарами в бесхозных лесах. Поскольку по природным условиям 2014 год окажется, скорее всего, весьма тяжелым в пожарном отношении - это означает, что катастрофические лесные пожары в какой-нибудь части нашей страны практически с гарантией повторятся.http://www.forestforum.ru/viewtopic.php?t=16314