08.03.2014 Крупнейший осушенный торфяник Подмосковья, пожары на котором в прошлом неоднократно становились главным источником сильнейшего задымления столичного региона и окрестностей (в том числе в 2010 году), полностью готов к очередному катастрофическому пожару - осталось лишь какому-нибудь неразумному человеку в сухую и хотя бы умеренно теплую погоду бросить в траву спичку, окурок, или развести костер и оставить его без присмотра. С учетом того, что торфяник очень велик (более пятидесяти тысяч гектаров в двух регионах - Московской и Рязанской областях), окружен дорогами и поселками, и вполне доступен для множества людей - вероятность, что такой человек найдется, весьма велика. Кроме собственно торфяника, весьма серьезную опасность представляют горельники 2010 года, до сих пор еще в значительной степени не разобранные.
Вот так выглядят завалы горелого леса на окраинах осушенного торфяника Радовицкий мох у шоссе Белоомут - Рязановский, к северу от сгоревшего в 2010 году поселка Моховое:
На переднем плане - шоссе Белоомут-Рязановский. Обильная сухая трава начинается сразу за обочиной; в нескольких метрах от обочины начинается завал из мертвых очень сухих деревьев с ветками, оплетенными сухой травой и тростником; на заднем плане - неразобранный горельник 2010 года на песчаной гриве. Остаточная толщина торфяной залежи в этих местах невелика - несколько десятков сантиметров; но этого вполне достаточно, чтобы поддерживать сильный торфяной пожар в течение всего лета.
Вид с того же шоссе, но в другом месте. В окрестностях торфяника Радовицкий мох горельники на минеральной почве (песке) вдоль дорог в основном разобраны, и на их месте посажены лесные культуры, или подготовлена почва под посадку лесных культур. А вот горельники на торфе, где погибшие деревья в основном выпали в год пожара, а также на минеральной почве на наименее удобных для расчистки участках вдалеке от дорог, до сих пор в основном остаются неразобранными.
Вот так эти завалы выглядят вблизи. Сверху - рыхлый завал из совершенно сухой древесины, главным образом сосны, с ветками, переплетенными сухой травой и тростником. Снизу - торф, причем с очень неровной поверхностью, с многочисленными повышениями, образовавшимися при неравномерном прогорании торфяной залежи и вываливании деревьев. На таких повышениях даже при беглых палах сухой травы часто возникают очаги тления, постепенно разрастающиеся и сохраняющиеся до лета. Если же будет гореть завал сухой древесины с запасом горючего материала больше ста кубометров на гектар - возникновение очагов тления на таких повышениях станет неизбежным.
А это - "обводнительный" канал в окрестностях сгоревшего поселка Моховое. Предполагается, что в случае пожара по этому каналу на торфяник будет закачиваться вода из Оки. Однако, риск возникновения и быстрого развития торфяных пожаров в результате такого "обводнения" существенно увеличился. Берега канала образованы во многих местах совершенно сухим торфом, покрытым густой сухой травой. Сухие заросли травы подходят к выкопанному в 2011 году противопожарному водоему и к шоссе, да и сам отвал канала доступен для кого угодно. Если кто-нибудь эту траву весной подожжет - огонь по отвалам канала быстро распространится вглубь торфяника, и практически с гарантией приведет к появлению множества очагов тления торфа.
Еще один участок "обводнительного" канала. Видны торфяные берега, уже сейчас (снимок сделан 7 марта) почти совершенно сухие, и обильная трава, уходящая от берегов вдаль насколько хватает взгляда. Видны также повышения, образовавшиеся из торфа при вываливании подгоревших в 2010 году деревьев - там тоже от горения сухой травы могут возникать очаги тления.
Радовицкий мох - самый опасный в пожарном отношении торфяник не только в Подмосковье, но и в целом в Средней полосе Европейской России. После катастрофических пожаров 2010 года он был частично "обводнен" - но реальное обводнение затронуло совсем небольшую часть его площади, в основном "обводнители" лишь реконструировали старую осушительную сеть, что привело скорее к увеличению пожарной опасности, чем к уменьшению ее. Горельники 2010 года были разобраны лишь частично, в основном на тех участках, где можно было получить заметное количество хозяйственно ценной древесины - при этом наиболее опасные участки (завалы мертвой древесины на торфе) в основном остались нетронутыми. Из-за влажного и теплого лета 2013 года на осушенном торфянике вырос необычайно высокий и густой бурьян, а из-за малоснежной зимы и ранней весны торфяник встретит начало пожароопасного сезона практически сухим. Все это вместе взятое легко может привести к повторению катастрофического лесоторфяного пожара в 2014 году.
Конечно, если весна 2014 года вдруг окажется сырой и холодной, или если не найдется ни одного балбеса со спичками, чтобы поджечь сухую траву на торфе - катастрофы, скорее всего, не случится. Но полагаться на это опасно. Гораздо правильнее не рассчитывать на везение, а начать регулярное противопожарное патрулирование торфяника уже сейчас, и не прекращать его до самого конца пожароопасного сезона. Очаги тления торфа достаточно легко тушатся в первые дни после возникновения, иногда - в первые недели; но если их своевременно не выявить и не потушить, в сухое и жаркое лето на борьбу с ними может не хватить всех противопожарных сил Подмосковья и соседних регионов.
Примечание. Нет никаких оснований предполагать, что нынешняя ситуация на других крупных осушенных торфяниках и брошенных торфяных месторождениях Средней полосы чем-то отличается в лучшую сторону от описанной выше - просто они пока не были нами осмотрены и обследованы.http://www.forestforum.ru/viewtopic.php?t=16307