18.02.2014 Вместе с Англией и Уэльсом тонут и перспективы британцев отделиться от ЕС
Несть числа выгодам, которые Британия веками получала от своего уединенного островного положения. Но иногда провидение выставляет британцам счет за размещение в занимаемом ими углу Атлантики. Соединенное Королевство во власти едва ли не самого страшного в своей истории наводнения. Шторма у берегов Англии и Уэльса закачивают воду обратно в британские реки, и те дружно выходят из берегов. А дожди идут такие, каких веками не видели. В Англии уровень январских осадков побил рекорд 1766 года. Сразу в 16 районах паводок признан «серьезным», а еще две с лишним сотни местностей спасатели призывают готовиться к тому же.
Наводнение обещает стать самым дорогостоящим бедствием в новейшей истории страны. Застрахованные убытки уже достигли миллиарда фунтов стерлингов (1,6 миллиарда долларов), и это явно не предел. Убытки же незастрахованные могут оказаться вдвое выше, а суммарные потери экономики правительство оценило в 14 миллиардов фунтов: тут и стоимость разрушенного имущества, и потери бизнеса, и ущерб от замедлившегося роста ВВП. В общей сложности Великобритания потеряет вчетверо больше, чем США от недавней волны холодов.
Небывалое бедствие – нестандартный ответ. Пожарные и спасательные службы королевства мобилизовали 70% своего персонала, чего не было со времен Второй мировой. Строителям временных дамб приданы на усиление целых два принца, Уильям и Гарри, – в качестве подносчиков мешков с песком (вот тут можно посмотреть на них в деле).
Электрическим компаниям рекомендовано (заставить их правительство не может) снизить тарифы в пострадавших районах. Бизнесу предоставлены налоговые каникулы на срок до трех месяцев, а некоторые банки любезно согласились дать пострадавшим от стихии клиентам отсрочки по кредиту. Поскольку с транспортом тоже беда, то по дешевым железнодорожным билетам временно разрешат ездить в первом классе. Идут переговоры со страховыми компаниями: правительство ломает голову, как заставить их не взвинчивать ставки и не сокращать премии. Премьер-министр Дэвид Кэмерон между тем объявил, что никаких денег для пострадавших сограждан ему не жалко и каждый из них получит 5000 фунтов на ремонт жилища или офиса.
Но на все это уже сейчас нужны сотни миллионов, а их, как выяснилось, про запас не отложено. Бури и ураганы не переставая треплют север Европы с осени, и все резервы давно потрачены.
Немало за последние десятилетия было в Британии паводков, но, пожалуй, впервые у такого бедствия будут серьезные политические последствия. Если у Лондона еще остались намерения покинуть ЕС, то стихия ударит по ним больнее, чем любая Еврокомиссия. Все идет к тому, что Великобритании придется просить у Евросоюза денег. Как узнала «Файнэншл Таймс», члены кабинета принуждают премьера Дэвида Кэмерона отправиться в Брюссель с шапкой и выхлопотать пару сотен миллионов из Фонда солидарности ЕС.
Не так уж это и много по сравнению с миллиардами, которые отписывают оттуда Греции и прочим на тушение лесных пожаров, считают министры. Да и не впервой протягивать руку: семь лет назад Лондон попросил (и получил) на борьбу с наводнением 127 миллионов фунтов. А что Кэмерон как раз сейчас продавливает референдум о выходе из ЕС и вот уже пару лет публично ссорится с евробоссами... Ну так что ж, от премьера не убудет, проглотит как-нибудь свою гордость. Как говорится, закрой глаза и думай об Англии.
А тут и главный британский евроскептик, лидер Партии независимости Соединенного Королевства Найджел Фарадж отвесил сам себе мощную оплеуху. Он вспомнил старинную английскую поговорку о том, что благотворительность начинается дома, и предложил направить на борьбу с наводнением громадные суммы помощи, которые Великобритания перечисляет иностранным правительствам. Это, между прочим, 11 миллиардов фунтов стерлингов в год, чуть менее 1% ВВП страны. Тем более что недавно выяснилось: ежегодно полмиллиарда британских ассигнований исчезает в 10 самых коррумпированных государствах мира.
За такую алчность и зверскую жестокость к проворовавшимся пожизненным президентам Африки Фарадж, конечно же, подвергся у себя дома форменной либерально-газетной травле, что вполне может отразиться на шансах его партии прорваться в мае в Европарламент. Видимо, поняв, что терять уже нечего, Партия независимости неожиданно поддержала идею поклянчить помощи у ЕС. «В конце концов, это и наши деньги», – объявил Фарадж.
Референдум о разводе с Брюсселем – это ведь «когда-то там», в лучшем случае – в 2015 году. А деньги остро необходимы вот уже несколько недель, и все это время гордых консерваторов Кэмерона пилят и пилят либерал-демократические партнеры по коалиции, члены Европарламента и общество. Дескать, если бы вы не ломались, помощь давно бы уже поступила в Англию. Если тори все же поддадутся, то с независимостью от ЕС им придется повременить, пока острова не просохнут как следует.http://www.km.ru/economics/2014/02/18/evropeiskii-soyuz-es/732610-chisto-angliiskii-apokalipsis-velikobritaniyu-razor