17.02.2014
В январе 2014 года Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области признал незаконным и отменил постановление ФАС России о наложении штрафа на ООО «Служба мониторинга – Ленинградская область»
(решение суда по делу № А56-70550/2013).
Основные доводы суда:
1. Любой запрос ФАС о предоставлении информации должен быть мотивирован.
2. ФАС не может рассматривать оборудование МЧС России, используемое для исполнения его государственной функции, с точки зрения Закона о защите конкуренции.
Запрос ФАС касался ПАК «Стрелец-Мониторинг»
В апреле 2013 года ФАС России направила требование в ООО «Служба мониторинга – Ленинградская область» о предоставлении целого ряда документов по программно-аппаратному комплексу (ПАК) «Стрелец-Мониторинг», принятому на снабжение в МЧС России для обеспечения пожарной безопасности социально значимых объектов.
В ответ на запрос Служба мониторинга направила в антимонопольный орган письмо с просьбой разъяснить мотивы, причины, цели и правовые основания истребования информации, поскольку она является конфиденциальной и составляет коммерческую тайну.
Однако ФАС России данные пояснения не предоставила и привлекла Службу мониторинга к ответственности в виде штрафа в размере 300 000 руб.
За защитой своих прав Служба мониторинга обратилась в Арбитражный суд, который отменил решение ФАС по следующим основаниям.
Закон обязывает ФАС мотивировать свои требования о предоставлении информации
Согласно ч. 6 ст. 44 Закона о защите конкуренции, в ходе рассмотрения заявления о признаках нарушения антимонопольного законодательства ФАС имеет право запрашивать только те документы и сведения, которые связаны с обстоятельствами, изложенными в заявлении.
Поскольку в своем запросе к Службе мониторинга ФАС ссылалась на некие материалы, полученные Псковским УФАС России в ходе рассмотрения заявления ООО «Частная охранная организация «Держава», антимонопольный орган обязан был разъяснить, каким образом эти материалы связаны как с деятельностью самой Службы мониторинга, так и с системой ПАК «Стрелец-Мониторинг».
ФАС было известно, что ПАК «Стрелец-Мониторинг» принадлежит МЧС России
В 2011 году ФАС рассматривала дело по аналогичному вопросу. Тогда решением Комиссии ФАС России было установлено, что приказ МЧС России №743, в соответствии с которым ПАК «Стрелец-Мониторинг» был принят на снабжение, был издан по итогам успешных результатов государственных испытаний. Программно-аппаратный комплекс любого производителя, закупленный МЧС России в соответствии с аукционной документацией, техническое задание которой соответствует техническим условиям и конструкторской документации на опытный образец, разработанный по заказу МЧС России, будет иметь условное наименование ПАК «Стрелец-Мониторинг».
Таким образом, ФАС России еще в 2011 году имела информацию о том, кто является разработчиком ПАК «Стрелец-Мониторинг», имеет на него интеллектуальные права и права на результаты работ по разработке и внедрению комплекса. Данный факт также подтверждается письмом заместителя руководителя ФАС России Цыганова А.Г. №ЦА/22061/13 от 06.06.2013.
ПАК «Стрелец-Мониторинг» - не товар и не может рассматриваться ФАС
Ранее в судах уже рассматривалось, для чего предназначен ПАК «Стрелец-Мониторинг». В постановлении суда по делу №А56-54896/2012 указано, что МЧС России разработало и внедряет «Стрелец-Мониторинг» для автоматического вызова подразделений пожарной охраны с социальных объектов без участия персонала объектов и каких-либо посредников.
ПАК «Стрелец-Мониторинг» поставляется исключительно в подразделения федеральной противопожарной службы МЧС России, деятельность которых, в том числе по использованию оборудования, не имеет реального экономического характера, осуществляется исключительно в целях защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров, и не может рассматриваться антимонопольным органом с точки зрения Закона о защите конкуренции.
Почему ФАС выступает против федеральной программы по внедрению ПАК «Стрелец-Мониторинг» для защиты соц. объектов?
Данное судебное разбирательство закончено. Антимонопольная служба не стала обжаловать решение суда в апелляции. Но на этом случай не исчерпан, ведь ФАС разослала подобные немотивированные запросы по ПАК «Стрелец-Мониторинг» в более чем 50 организаций по всей стране, а также во все отряды ФПС МЧС России. Примечательно, что в запросе к отрядам ФПС МЧС России добавлен вопрос о замене ПАК «Стрелец-Мониторинг» на другое аналогичное оборудование.
Непонятно, чем ФАС не угодила именно эта разработанная МЧС России система и какое отношение антимонопольная служба имеет к деятельности МЧС по защите от пожаров социально значимых объектов. Ведь задача системы – автоматически передать сигнал о возгорании на пульт 01, что сокращает время реагирования и позволяет спасти жизни людей. Снижение количества пострадавших при пожарах за последние годы в 14 раз говорит об эффективности реализуемых МЧС мер. Чьи интересы защищает ФАС России в борьбе против ПАК «Стрелец-Мониторинг», остается только догадываться.