16.02.2014 Жидкий суп в пластиковой коробке, овсянка с «соусом» из кабачковой икры, кусок вареной курицы и пара ломтей хлеба – не ресторанное меню, но и не обед из мусорного контейнера, тем более когда даже контейнеры замерзли. В разгар холодов курские волонтеры постарались накормить бездомных. Присоединился к ним и корреспондент «ДДД».
Открыть столовую мешают формальности
На трапезу к храму приходят те, кто оказался «на дне»
Группа «Бездомные животные города Курска» была образована несколько месяцев назад. Волонтеры пытаются помочь собакам и кошкам, оказавшимся на улице. Ищут новых хозяев через социальные сети, а поскольку пристроить всех бродяжек невозможно, подкармливают, кого могут, собирают средства на лечение и стерилизацию. Особенно актуальна эта помощь, когда на улице под минус тридцать.
Аномальные морозы заставили волонтеров вспомнить о том, что в заботе нуждаются не только замерзающие животные. В разгар морозов добровольцы стали помогать людям, по той или иной причине оказавшимся без средств к существованию.
В Курске обеды для бездомных раздают в нескольких храмах. «Вопрос организации постоянной столовой для таких людей достаточно актуален, – говорит настоятель храма Вознесения Господня – протоиерей Павел Костин. – Но открывая ее, мы вынуждены будем соблюсти множество формальностей: помещение, соответствующее всем требованиям СанПин и пожарной охраны, медицинские книжки у сотрудников и так далее. То есть все не так просто. Но вопрос обсуждается и, надеюсь, что в этом году такая столовая, наконец, появится».
Те же храмы, которые все же занимаются благотворительностью, по тем или иным причинам не могут кормить нуждающихся каждый день. Например, храм преподобного Серафима Саровского на улице Союзной организовывает бесплатную раздачу только два раза в неделю: по вторникам и четвергам. Благодаря добровольцам в пик морозов такие обеды устраивали через день.
Овсянка, сэр
«В год Лошади кормим овсянкой. Так они скоро у нас ржать начнут», – на кухне, что при трапезной храма, сегодня царит хорошее настроение. Эти обеды организовали прихожане: женщины сами приносят продукты, готовят и раздают еду нуждающимся. Ольга Александровна, мешая в кастрюле густую кашу, успевает вводить нас в курс дела и развлекать историями. Кто-то пожертвовал храму несколько коробок овсяных хлопьев, так что вопросов с гарниром теперь не стоит. Но по собственному опыту тут знают, что одной кастрюли обычно не хватает, так что на соседней конфорке кипит вода с макаронами. Суп готов еще с вечера, курица из бульона разрезана на кусочки и ждет своей очереди в глубокой миске. Сосиски, которые мы привезли вместе с волонтерами, перекочевали в холодильник – пригодятся в следующий раз.
Еду мы упаковываем в пакеты, добавляем хлеб – и очередная обеденная порция готова. «Сколько человек придет, не угадаешь, – отмечают женщины. – Потому стараемся сделать побольше порций, останется лишнее – раздадим по две-три в руки».
Но у ворот храма сегодня неожиданно многолюдно. Опухшие лица, дрожащие руки. Они сами виноваты, что оказались на улице. Но когда за окном под минус 30, морализаторство жестоко, а равнодушие убивает без всяких переносных смыслов.
«А ложку дадите?» – опустив глаза, просит один. «Это Сережа. Он живет в люке, – тихо поясняет Ольга Александровна. – Тех, у кого нет крыши над головой, мы стараемся накормить в первую очередь». В приоритете и те, у кого есть дети. «Иногда сюда приходит женщина, у нее дома восемь малышей. Ей тоже стараемся помочь в первую очередь. – разговор мы продолжаем уже на кухне. Надо расфасовать еще несколько порций. – Приходят и старушки, у которых маленькие пенсии просто не позволяют купить хорошие продукты. Разные люди бывают, нельзя стричь всех под одну гребенку».
«У нас сегодня гостинцы»
Типажи самые разные. Вот, например, тот самый Сергей «из люка» знает своих кормилиц по именам. «Олечка, помочь, может быть, чем?» – услужливо спрашивает он.
Захар второй год живет на улице. На зиму, говорит, его приютил товарищ. «Конфликт был с женой и тещей, не могу к ним вернуться», – начинает уклончиво. Но после вопроса о причине «конфликта» пафос уходит, а взляд упирается в землю. «Ну пил, было дело... Я с осени – ни грамма. Сейчас договорился, чтобы меня в Коренную увезли, буду там при монастыре жить, говорят, там и работа есть. Красавицы, а деньгами не поможете?» – неожиданно продолжает он, почувствовав интерес к своей персоне.
Время следующего обеда бездомные узнают из листовок, которые расклеивают и раздают добровольцы, помогает и «сарафанное радио». «Пока что откликнулось десять человек, готовых присоединиться к нам: это и приготовление и раздача пищи, и помочь транспортом – подвезти продукты и расклеить листовки, – говорит координатор Ксения Лавриненко. – Кто-то просто предлагает продукты. В первую очередь, мы покупаем каши и сосиски. То, что сытное и быстро готовится».
«У нас сегодня гостинцы», – сообщает Ольга Александровна, вытаскивая пакеты с конфетами и пастилой. Опухшие лица расцветают щербатыми улыбками.http://www.dddkursk.ru/number/1009/new/009152/