14.02.2014 При пожаре маломобильные москвичи спасутся от огня на аварийных лифтах
Для эвакуации из столичных небоскребов могут применяться специальные аварийные лифты, крепящиеся к фасаду здания. Соответствующие требования, пока имеющие рекомендационный характер, разработаны по заказу московского стройкомплекса, сообщили «Известиям» в департаменте градостроительной политики города. Эксперты считают, что такие лифты могут применяться не только для зданий выше 75 м, но и для всех многоэтажных строений, где находится большое количество маломобильных граждан.
Аварийно-спасательные средства рассчитаны на установку в зданиях высотой от 75 до 450 м. Специальные эластичные рукава, по которым люди спускаются по внутренней спирали, могут крепиться в оконных проемах или на балконах. То же самое относится и к канатно-спусковым устройствам, напоминающим те, что используются промышленными альпинистами. Эти устройства могут быть установлены как на уже существующих, так и на строящихся объектах. Аварийные лифты должны быть предусмотрены при проектировании здания.
Лифты представляют собой полностью автономные огнеупорные кабины со встроенной системой очистки воздуха, оборудованные стационарным и выдвижным трапом. На крыше предусмотрен люк и перила высотой 1,1 м. Кабины должны иметь автономную систему энергоснабжения, предохранительные тормоза, систему контроля над перегрузкой, которая препятствует нормальному спуску, и подъемы в случае превышения номинальной грузоподъемности (не более 50% от людей, находящихся на этаже в ночное время, если речь идет о жилых зданиях, в дневное — для административно-бытовых).
Кабина должна двигаться по элементам, прикрепленным на фасаде. Предусматривается возможность остановки подъемника как на всех этажах сооружения, так и на любом желаемом высотном уровне. В аварийных ситуациях предусмотрена возможность опускания кабины подъемника вручную до ближайшего желаемого положения. Причем управлять кабиной можно изнутри лифта, из здания, а также пульт дистанционного управления может устанавливаться в пожарно-спасательном автомобиле.
Как уточнили в ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России», являющемся одним из авторов требований, технические параметры таких устройств еще дорабатываются.
Заместитель гендиректора компании «Самоспас» (компания также участвовала в разработке технических требований) Алексей Маликов рассказал, что плюсом таких лифтов является возможность быстрой эвакуации маломобильных граждан с любой высоты. К минусам он отнес громоздкость конструкции и ее дороговизну.
— Также огонь может распространяться по одной линии, на которой как раз расположена изолированная люлька, что перекроет к ней доступ. На те же деньги можно установить другие средства спасения со всех четырех сторон здания, — сказал он.
Начальник нормативно-технического отдела Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Москве Александр Бобров рассказал, что конкретными нормативными документами средства самоспасения до сих пор не были регламентированы. По его мнению, озаботиться безопасностью высотных зданий было решено не только после пожара в одной из башен «Москва-Сити», но и после пожаров в высотке в Грозном, а также в ряде зарубежных стран.
— По старым Правилам пожарной безопасности средствами самоспасения должны были оснащаться все места массового нахождения людей в ночное время: общежития, гостиницы, больницы и так далее. Но из новых Правил противопожарного режима это требование было исключено. Стало обязательным оснащение индивидуальными средствами защиты органов дыхания и зрения, — добавил он.
Тем не менее, отметил Бобров, в ряде высоток используются огнестойкие фасады, чтобы огонь не распространялся по всей внешней поверхности здания. Нормативами запрещено открывать окна и проемы в таких зданиях, поэтому там нельзя использовать ни эластичные рукава, ни канатно-спусковые устройства. Доступ к внешнему лифту в таких случаях также оказывается закрыт. Для перевозки маломобильных граждан используются специальные внутренние лифты, причем эвакуация проводится в присутствии спасателей.
Председатель общественной организации «Гражданская безопасность» Сергей Гринин добавил, что аварийные лифты будут в разы дороже, чем обычные, поскольку требуется очень надежная система электроснабжения, система очистки воздуха, кроме того, сами наружные монтажные работы довольно затратные. Тем не менее эксперт считает, что лифты незаменимы, если речь идет о зданиях с большим количеством маломобильных граждан, например о многоэтажных больницах.http://izvestia.ru/news/565604