07.02.2014
Рослесхоз встретит пожароопасный сезон-2014 в нормативном всеоружии
Накануне лесопожарного сезона 2014 года Минприроды России утвердило Правила тушения пожаров, а Рослесхоз разработал критерии оценки работы регионов в пожароопасный сезон. Об особенностях работы системы охраны лесов от пожаров в этом году рассказывает начальник управления охраны и защиты лесов Рослесхоза Андрей Грибенников.
– Андрей Николаевич, февраль на дворе, а в Приморском крае уже зафиксированы первые пожары. Можно сказать, что горячий сезон открыт?
– Приморский край – первый регион России в текущем году, где произошли лесные пожары. Связаны они с деятельностью «черных» лесорубов и браконьеров. Из-за отсутствия снежного покрова, несмотря на отрицательные температуры, факты возгораний фиксировались на протяжении всего января и в начале февраля – на сегодняшний день было зафиксировано 30 очагов. Все они ликвидированы.
Между тем Рослесхозом рекомендовано правительству края принять срочные меры, прежде всего усилить патрулирование территории лесфонда совместно с подразделениями МВД, ввести запрет на охоту и в целом усилить подготовку региона к охране лесов от пожаров.
– На следующей неделе в Дальневосточном ФО Рослесхоз проводит окружное совещание, где рассмотрят вопросы эффективности исполнения субъектами РФ переданных полномочий в 2013 году и поставят задачи регионам на 2014 год. Тема приморских возгораний будет на ней подниматься?
– Безусловно, и не только. На подобных совещаниях обсуждаются все направления деятельности в лесной сфере, дается оценка эффективности работы регионов в области лесных отношений. В числе приоритетных вопросов рассматривается ситуация с пожарной безопасностью в лесах. Тем более что Дальний Восток был самым проблемным округом в 2013 году по пожарам. Прежде всего отличилась Якутия. Власти этого региона были вызваны в конце 2013 года на совещание к министру природных ресурсов и экологии РФ Сергею Ефимовичу Донскому, где был проведен детальный разбор ситуации. Министр дал очень жесткую оценку действиям органов власти – не только в Якутии, но и в ряде других регионов – и поставил конкретные задачи, направленные на улучшение ситуации в 2014 году.
На дальневосточном совещании планируется рассмотреть вопрос зонирования территории лесного фонда и применения сил и средств пожаротушения. На Дальнем Востоке большие территории отнесены к зоне космического мониторинга. Пожары в этой зоне, как правило, возникают по причине грозовых ударов в далеких таежных углах, они имеют естественный характер. Главная задача – чтобы огонь не нанес вреда населенным пунктам и объектам экономики. Однако есть более сложные ситуации, когда граничащие друг с другом регионы относятся к разным зонам и районам применения сил пожаротушения, где действуют разные алгоритмы борьбы с пожарами. Необходимо привести все в соответствие, чтобы оптимизировать затраты на охрану лесов от пожаров и унифицировать подходы к системе охраны лесов.
– В январе 2014 года вышли в свет новые Правила тушения пожаров. В чем их суть?
– Прежде всего, документ направлен на регулирование мер, связанных непосредственно с тушением лесных пожаров, а также предупреждением и ликвидацией чрезвычайных ситуаций в лесах, взаимодействием лесопожарных формирований и иных привлекаемых к тушению пожаров организаций. В правилах установлены требования к технологии тушения пожаров, определены сферы ответственности и алгоритмы действий должностных лиц, в том числе в рамках межведомственного взаимодействия. Отдельная роль отведена руководителю тушения пожаров – как лицу, несущему персональную ответственность за выбор тактики и техники тушения пожаров, руководящему процессом тушения, а также ответственность за привлеченных людей.
Должен отметить, что помимо данного документа в 2013 году проведена большая работа по разработке и утверждению нормативных правовых актов, регулирующих охрану лесов от пожаров. Это связано прежде всего с исполнением поручений президента России по итогам заседания Президиума Госсовета в апреле 2013 года. Так, утверждена нормативная база, регламентирующая мониторинг лесных пожаров. Кроме того, подготовлен ряд положений, касающихся оценки достоверности сведений по пожарной опасности в лесах: это методика осуществления оперативного контроля за достоверностью сведений о лесных пожарах, методика инструментального замера площади пожара, формы документов, необходимые для предоставления сведений о пожарной опасности и лесных пожарах.
– Как Рослесхоз готовится к лесопожарному сезону 2014 года?
– В конце прошлого года мы согласовали со всеми субъектами РФ объемы мероприятий по противопожарному обустройству лесов. В настоящее время субъекты РФ разрабатывают Сводные планы тушения пожаров. До 20 февраля все субъекты РФ должны представить их на согласование в Рослесхоз. В прошлом году мы провели большую работу по унификации Сводных планов для того, чтобы они стали «живыми» и рабочими документами. Так, в сводные планы включен регламент действий сил и средств пожаротушения региона в зависимости от класса пожарной опасности по условиям погоды и складывающейся ситуации.
Хочу отметить, что в 2014 году при рассмотрении вопроса о выделении дополнительных средств регионам на охрану лесов от пожаров будут использоваться критерии, по которым мы дадим оценку действиям субъектов РФ. Прежде всего это: был ли готов субъект к пожароопасному сезону, как регион выполнил комплекс превентивных мер, своевременно ли был введен режим ЧС, было ли ограничено пребывание граждан в лесах, как уполномоченные органы реагировали на очаги возгорания и как быстро осуществлялось тушение лесных пожаров.
– Насколько, по вашей оценке, регионы готовы к лесопожарному сезону?
– Напомню, в 2011 и 2012 годах проведено оснащение лесопожарных формирований пожарной техникой и оборудованием. Только из федерального бюджета было выделено 8,5 млрд. рублей для приобретения пожарных машин, цистерн, оборудования для пожаротушения. В этом году в рамках реализации госпрограммы «Развитие лесного хозяйства до 2020 года» мы продолжим комплектовать лесопожарные формирования в субъектах РФ. Причем – и это новое – упор будет сделан на авиационное оборудование: это спусковые устройства, водосливные устройства, все оборудование для ПДПС региональных служб.
– В свое время было введено лицензирование лесопожарных служб, эта мера, как объяснялось, была направлена на повышение качества охраны лесов от пожаров. Сейчас идет разговор об отмене лицензирования. Можете пояснить, что происходит?
– Вы знаете, что лицензирование лесопожарной деятельности было введено после катастрофических пожаров 2010 года, когда их тушением занимался кто только мог. Конкурсы зачастую выигрывали организации, не имеющие ни опыта работы, ни нужных специалистов, ни техники. Основным критерием была цена контракта. Чтобы отсечь случайные организации, было введено лицензирование. Логика была простой: если ты хочешь заниматься такой опасной работой – подтверди, что имеешь для этого возможность. Подтверди, что у тебя есть техника, люди, имущество, навыки и знания и ты готов выполнять эту деятельность без ущерба для своих работников и готов гарантировать, что, выполняя эти работы, ты не причинишь вреда людям и экологии.
На протяжении 2012-2013 годов было проведено лицензирование основных лесопожарных формирований и вместе с этим началось выстраивание института специализированных организаций по охране лесов в субъектах РФ. Всего была выдана 901 лицензия, причем львиная доля – порядка 750 – в 2012 году.
Вместе с тем на сегодняшний день законодательно закреплено, что тушение лесных пожаров осуществляют специализированные учреждения, которые занимаются этой деятельностью по госзаданию. В каждом регионе создана система профессиональных лесопожарных формирований. При этом многие лесопользователи, которые по закону должны препятствовать распространению пожаров, нашли лазейку: прикрываются тем, что у них нет лицензии и, по сути, уходят от ответственности. Поэтому в прошлом году были подготовлены предложения по отмене лицензирования деятельности по тушению лесных пожаров которые, мы надеемся, будут поддержаны на законодательном уровне.
Беседовал Иван ЯКУБОВ
Более 50 процентов сводных планов тушения лесных пожаров сделаны некачественно
Федеральное бюджетное учреждение «Авиалесоохрана» приступило к проверке сводных планов тушения лесных пожаров на территории субъектов на 2014 год. По информации пресс-службы ведомства, соответствующие документы представили 49 регионов и только 20 из них получили положительное заключение. В общей сложности 23 сводных плана возвращено на доработку, еще шесть находятся на проверке.
В числе допущенных регионами ошибок называются расхождения сведений по силам и средствам пожаротушения, выбор неправильных маршрутов авиационного патрулирования, несоответствие документов рекомендациям Рослесхоза, отсутствие схем тушения на особо охраняемых природных территориях и в лесах Минобороны.
Окончательный срок представления проекта сводного плана в электронном виде в ФБУ «Авиалесоохрана» – 10 февраля. Документы на бумажном носителе с положительными заключениями департамента лесного хозяйства и ФБУ «Авиалесоохрана» должны быть представлены для согласования в Рослесхоз до 20 февраля.
Положительное заключение получили сводные планы Республики Коми, Белгородской, Московской, Смоленской, Курской областей, Республики Адыгея, Астраханской, Ростовской, Волгоградской областей, Республики Северная Осетия – Алания, Ставропольского, Пермского краев, Нижегородской, Оренбургской областей, Республики Алтай, Алтайского края, Амурской, Магаданской областей, Хабаровского края, Еврейской автономной области.http://lesvesti.ru/news/education/7048/