28.01.2014 Янаул, маленький городок на севере республики, все еще приходит в себя после страшного пожара, который произошел здесь 19 января. Напомним, в этот морозный день около десяти часов вечера в одной из городских многоэтажек прогремел взрыв. Рванули газовые баллоны для монтажа натяжных потолков. Обрушились перегородки квартир на 4 и 5 этажах, начался пожар. Погибли пять человек, в том числе двое детей и беременная женщина. Спустя неделю список погибших увеличился: в республиканском ожоговом центре скончался Рудольф Гайтиев - это он занес злополучный баллон в дом, мужчина подрабатывал установкой натяжных потолков. За жизнь 14-летнего Ильи - единственного из большой семьи Гайтиевых, кому удалось выжить, - продолжают бороться врачи. Он все еще в крайне тяжелом состоянии.
ОБ АВТОЛЕСТНИЦЕ ЗАМОЛВИТЕ СЛОВО
Сейчас строители восстанавливают квартиры – планируется, что к апрелю погорельцы смогут вернуться в дом. С фасада следы катастрофы уже почти не заметны.
- Условия временного жилья хорошие, - говорит пенсионерка Адиса Мусабирова. Вместе с внучкой и другими двадцатью пострадавшими она живет сейчас в гостинице. – Кормят три раза в день, есть горячая вода и даже телевизор. Выделили 25 тысяч рублей поддержки, чтобы купить самое необходимое.
Следственный комитет республики возбудил уголовное дело, идет следствие – оно и выяснит, кто виноват в трагедии. Пока известно, что газовый баллон Рудольф Гайтиев наполнил на местной заправке – лицензии на это у нее не было. Руководство газозаправочной станции пока упорно молчит.
Есть вопросы и к пожарным: очевидцы трагедии не устают повторять, что огнеборцев для тушения такого пожара было мало – всего трое. Подмога из соседних городов приехала поздно. А еще не было автолестницы – с ней работать легче, и ущерба могло быть меньше.
- У пожарных не хватает кадров и оснащения. Например, если дежурные выезжают в село, те пожарные, которые в этот день отдыхали, бегут на работу, чтобы город не остался без контроля. Все говорили: пока жертв не будет, никто на это не обратит внимание. Так и случилось, - осторожно признаются родственники пожарных.
Глава администрации района Ильшат Вазигатов достает официальные письма, которые чиновники писали в Главное Управление МЧС Башкирии – просили автолестницу для пожарных. Первое датировано маем 2011 года, но с тех пор ничего не изменилось.
- Сейчас некоторые обвиняют администрацию, якобы мы не купили автолестницу, – поясняет глава. - Но это было бы нарушением бюджетного законодательства - пожарная часть относится к федеральной, а не к муниципальной структуре.
ПОЖАРНЫЕ СДЕЛАЛИ ВСЕ ВОЗМОЖНОЕ?
- Не думаю, что у нас был шанс спасти погибших, - признается пожарный Святослав Потулов. – Огонь слишком быстро распространился, температура была очень высокая. Но, как бы там ни было, автолестница нам бы не помешала.
Со Святославом мы встретились в Уфе в ожоговом центре – он попал туда после того, как герои- чески сражался с огнем на этом пожаре. Температура там была невыносимой, пожарным приходилось постоянно обливать себя водой и ползком пробираться к огню. Святослав зацепил кислородный аппарат для дыхания. Маска отошла, и этих секунд было достаточно - мужчину увезли на «Скорой» с сильным ожогом верхних дыхательных путей.
У пожарных, которые очевидно делали все возможное, в начале в распоряжении была только так называемая «трехколенка» - с ней можно было достать лишь до третьего этажа.
Мы задали руководству ГУ МЧС по Башкирии вопрос - как произошло, что в городе, где есть многоэтажки, не оказалось пресловутой автолестницы? Появится ли она когда-нибудь? Пока ответа нет, но мы надеемся получить его в ближайшие дни.http://www.kp.ru/online/news/1643994/