15.01.2014
Ветераны МЧС озабочены возможным срывом федеральной целевой программы по оборудованию социальных учреждений программно-аппаратным комплексом «Стрелец-Мониторинг» для автоматической бесплатной передачи сигнала о пожаре.
Бывший первый замначальника Северо-Западного регионального центра МЧС России Виктор Кривошонок
(на фото) обратился к Генпрокурору с открытым письмом. Содержание — недовольство действиями Федеральной антимонопольной службы. По мнению автора письма, ФАС России может сорвать выполнение федеральной целевой программы по оборудованию социальных учреждений (школ, больниц, домов престарелых) программно-аппаратным комплексом «Стрелец-Мониторинг» для автоматической бесплатной передачи сигнала о пожаре. В интервью для «РФ сегодня» он рассказал, что побудило его и коллег по Общественному совету СЗРЦ МЧС России написать это письмо.
Виктор Кривошонок: Мое открытое письмо никаких обвинений не содержит. В нем пожелания не распространять против руководителей МЧС России и его территориальных подразделений не доказанную ФАС информацию о нарушении ими совместно с производителем ПАК «Стрелец-Мониторинг» антимонопольного законодательства. А ФАС своими проверками вольно или невольно, но фактически помогает многочисленным мониторинговым компаниям остаться посредниками в передаче сигнала о пожаре. О последствиях такого посредничества я недвусмысленно написал в своем открытом письме.
РФС: А что вообще это за комплекс такой, «Стрелец-Мониторинг», что вокруг него скрестились копья двух столь грозных ведомств?
Виктор Кривошонок: Путевку в жизнь комплексу системы мониторинга под условным наименованием ПАК «Стрелец-Мониторинг» дал Владимир Путин. В 2010 году, когда глава МЧС России Сергей Шойгу представлял ему образец «Стрельца», он поддержал проект. А вообще-то систему «Стрелец-Мониторинг» МЧС России начало разрабатывать еще с 2007 года по поручению Президента РФ и решению Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.
Обусловила необходимость ее создания череда пожаров с тяжелыми последствиями на социальных объектах. Трагедии выявили серьезные недостатки действующих противопожарных систем сигнализаций. Работу выполнило ВНИИПО МЧС России совместно с соразработчиком — Санкт-Петербургским ЗАО «Аргус-Спектр». Главное достоинство «Стрельца» в том, что он автоматически передает сигнал о пожаре на пульт «01» без участия человека и какого-либо посредника. При этом диспетчер пожарной части мгновенно видит, где именно что загорелось. Но разработка и внедрение «Стрельца» понравились не всем.
РФС: Ваша апелляция к главе государства, конечно, авторитетна, но, согласитесь, что и антимонопольное законодательство никто не отменял. Насколько известно, сотрудники ФАС пришли с проверкой к производителю «Стрельца», подозревая его в монополизации рынка противопожарных услуг. В чем же тут вина ФАС?
Виктор Кривошонок: Никто не оспаривает обязанности ФАС России по контролю за соблюдением законодательства в области защиты конкуренции. Но этот контроль должен осуществляться не на основании методик, регламентирующих проведение «проверок на рассвете», то есть проверок без возбуждения антимонопольного дела, без указания предмета проверки и т.д. Проверка ФАС России в феврале 2013 года в ЗАО «Аргус-
Спектр» осуществлялась именно на основании таких методик и сопровождалась бесконтрольным изъятием документов, в том числе из столов руководителей предприятия, а также скачиванием информации с их персональных компьютеров. Что «антиконкурентного» нашла комиссия ФАС России — неизвестно, так как до настоящего времени антимонопольное дело в отношении ЗАО «Аргус-Спектр» не возбуждено.
РФС: Так, может, тогда и не стоило поднимать шум? ФАС «отработала» тревожный сигнал коммерческих структур, посчитавших себя ущемленными в конкурентной борьбе на рынке противопожарных услуг. Проверка завершена, нарушений не выявлено. Вы не находите, что антимонопольщи-ки просто выполнили свое дело?
Виктор Кривошонок: Не все так просто. Не найдя ничего в ЗАО «Аргус-Спектр», ФАС России самостоятельно и через свои теруправления стало направлять многочисленные запросы как в МЧС России и его территориальные подразделения, так и в «обиженные» МЧС России коммерческие структуры. Грубо суть запросов можно свести к следующему: как и на что возможно заменить программно-аппаратный комплекс системы мониторинга или как получить доступ к программному обеспечению и крип-тозащищенным протоколам, чтобы посредники могли самостоятельно подключаться к данному комплексу. При этом ФАС игнорирует, что деятельность МЧС в целом и по использованию ПАК «Стрелец-Мониторинг» в частности, никакого отношения к рынку не имеет, а значит, и не подконтрольна ФАС. «Стрелец» — это не товар для потребителей, это техника спецназначения, которая является исключительно интеллектуальной собственностью МЧС России. В ней присутствуют сведения конфиденциального характера.
Наживаться на горе людей, конечно, можно, но это аморально. Плюс незаконно. Это своим решением от 2 октября 2013 года подтвердил Тринадцатый апелляционный арбитражный суд Санкт-Петербурга по делу ООО «Волна» № А56-54896/2012. Фирма «Волна»—это как раз одна из тех коммерческих структур, у которых «Стрелец» отнял посреднический бизнес. Суд же постановил, что оказание услуг посредниками по передаче сигнала о пожаре априори незаконно. Поэтому все жалобы в ФАС этих посредников также незаконны. К тому же не понятно, почему ООО «Волна» не хочет наравне со всеми иными организациями участвовать в конкурсных процедурах на право оснащения школ, больниц и т.д. оборудованием, предназначенным для вывода сигналов о пожаре в подразделения пожарной охраны в автоматическом режиме и на безвозмездной основе.
Передача сигнала о пожаре от объекта в пожарную часть — это государственная функция МЧС России и должна осуществляться бесплатно, для чего и призван «Стрелец». Он должен автоматизировать процесс вызова пожарных и обеспечить контроль ситуации на соцобъектах со стороны МЧС. Как можно передавать посредникам функции контроля пожарной безопасности в школах и детских садах, если посредники не гарантируют доставку сигнала о возгорании и соответственно не несут никакой ответственности за гибель людей в случае пожара? Эта ответственность полностью лежит на МЧС. Давайте называть вещи своими именами: посреднический бизнес — это, по сути, мошенничество, которое помимо выведения из-под контроля МЧС социальных объектов имеет под собой еще одну существенную подоплеку—ежегодное изъятие из госбюджета 20 миллиардов рублей за оплату услуг посредников. Суд по делу с «Волной» четко постановил — никакого рынка и никакой конкуренции в этом сегменте по закону быть не может! Несмотря на решение суда ФАС России продолжает твердить, что она отстаивает интересы конкурентной борьбы.
РФС: А вообще заменить «Стрельца» чем-то можно? Есть ли аналогичные комплексы?
Виктор Кривошонок: В приказе МЧС России № 743 о принятии на снабжение в системе МЧС России программно-аппаратного комплекса «Стрелец-Мониторинг» четко сказано, что данное название условно. Таким образом, любой комплекс, отвечающий характеристикам, изложенным в приложении к данному приказу, может быть закуплен в установленном порядке МЧС России. Ну а что касается замены ПАК «Стрелец-Мониторинг» на иное оборудование, надо понимать, как устроена система снабжения в МЧС России. Любое оборудование, используемое для нужд государственной безопасности, проходит процедуру принятия на снабжение, которой предшествуют конкурс на разработку опытного образца с требуемыми МЧС параметрами, опытная эксплуатация, доработка и госиспытания. Уже при создании системы подразумевается, что она должна быть самой совершенной и максимально соответствовать тем задачам, которые стоят перед МЧС.
Так, в конкурсе на создание «Стрельца-Мониторинга» принимали участие различные коммерческие производители, но в итоге комиссия выбрала разработчиком ФГУ ВНИИПО МЧС России, предложившего наиболее подходящий вариант будущей системы. Это система с двухсторонней радиоканальной связью, с динамической маршрутизацией и другими параметрами, которые делают «Стрелец-Мониторинг» самой надежной в мире. Законность проведения конкурса была подтверждена ФАС России.
РФС: Вы постоянно говорите «МЧС», но почему письмо подписали вы от лица Общественного совета, а не действующие сотрудники МЧС?
Виктор Кривошонок: Все очень просто. Еще будучи в должности замначальника Северо-Западного регионального центра, я был в составе госкомиссии, которая осуществляла приемку опытного образца системы мониторинга, разработанного ФГУ ВНИИПО МЧС России, который впоследствии был принят на снабжение под условным наименованием ПАК «Стрелец-Мониторинг». Более того, именно я отвечал за развертывание системы ПАК «Стрелец-Мониторинг» на территории Северо-Западного федерального округа и нарабатывал соответствующие методики. К тому же ветераны все-таки более свободны в выборе такого жанра, как «открытое письмо». Это фактически крик души. Хотелось бы, чтобы он был услышан не только теми, кто начал размещать в сетях Интернета материалы с угрозами в мой адрес.
Что же касается действующих сотрудников МЧС России, то они тоже борются за «Стрельца», но в судах и в кабинетах территориальных управлений ФАС России. В настоящее время в рамках судебного дела № А40-138761/2013 идет разбирательство в Арбитражном суде Москвы между ФАС России и тремя организациями, обслуживающими пультовое оборудование ПАК «Стрелец-Мониторинг» на территории Ленинградской, Псковской и Астраханской областей. Организации обжалуют действия ФАС о наложении на них штрафа за не предоставление информации о «Стрельце», включая защищенную законом информацию обо всех пожарных частях, где эта система была установлена. К этому делу в качестве третьих лиц привлечены разработчик ПАК «Стрелец-Мониторинг» ФГУ ВНИИПО МЧС России, а также около 60 других организаций, осуществляющих техническое обслуживание ПАК «Стрелец-Мониторинг».
Кроме того, в качестве третьего лица с самостоятельными требованиями к данному судебному делу привлечено ГУ МЧС по Ленобласти, которое просит признать незаконными действия антимонопольной службы по вмешательству в деятельность МЧС России по внедрению систем автоматической передачи сигнала о пожаре. Интересы ГУ МЧС по Ленобласти затронуты в большей степени, чем других управлений, поскольку внедрение ПАК «Стрелец-Мониторинг» начиналось именно там, и именно там МЧС впервые пришлось столкнуться с целым рядом недовольных коммерческих структур, которые незаконно решили оказывать услуги посредничества по передаче сигнала о пожаре.
По материалам:
Российская Федерация сегодня