02.01.2014 После обращения Гринпис в Генеральную прокуратуру РФ о нарушениях действующего законодательства при разработке проекта приказа МЧС России "Об утверждении критериев информации о чрезвычайных ситуациях" (разработчики провели фиктивное "общественное обсуждение", разместив в открытом доступе лишь уведомление, но не сам текст проекта), МЧС организовало повторное общественное обсуждение, на этот раз с соблюдением установленных правил. Срок обсуждения - до 24 января 2014 года.
Ссылки:
Письмо Гринпис в Генеральную прокуратуру о нарушениях при разработке приказа МЧС "Об утверждении критериев информации о ЧС"
Проект приказа МЧС России "Об утверждении критериев информации о чрезвычайных ситуациях"
Проект приказа разрабатывается в соответствии с новой (2013 года) редакцией постановления Правительства РФ от 24 марта 1997 г. № 334 "О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", согласно которой МЧС России устанавливает критерии информации о чрезвычайных ситуациях. Что конкретно правительство имело в виду, принимая это постановление и последующие поправки к нему - точно неизвестно; по всей видимости, речь идет о том, о каких ЧС уполномоченные органы государственной власти, в первую очередь МЧС, должны информировать население, другие органы государственной власти и органы местного самоуправления.
В проекте приказа упоминаются два вида ЧС, имеющих однозначное отношение к лесам:
- массовое поражение леса болезнями и вредителями;
- чрезвычайные ситуации в лесах, возникшие вследствие лесных пожаров.
В обоих случаях обязательным условием информирования о ЧС является наличие решения о введении режима ЧС, принятого руководителем федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления и организации, на территории которых возникла данная чрезвычайная ситуация, либо к полномочиям которых отнесена ликвидация данной чрезвычайной ситуации.
Кроме того, в проекте приказа упоминается еще один вид ЧС, имеющий однозначное отношение к природным территориям, в том числе косвенное - к лесам: "природные пожары (за исключением лесных пожаров)". Применительно к этим ЧС, кроме обязательного наличия такого же решения о введении режима ЧС, устанавливаются критерии:
а) 5 погибших и более, или 10 травмированных и более, или 100 пострадавших и более;
б) нарушение условий жизнедеятельности 1000 человек и более на территории населенного пункта или населения 1 населенного пункта численностью не менее 100 человек или объектов системы социальной защиты населения (объектов здравоохранения и образования) с круглосуточным пребыванием людей более чем на 24 часа.
Таким образом, согласно этому проекту приказа, информировать, например, население о лесном пожаре можно будет тогда, когда уполномоченным органом или организацией на соответствующей территории будет введен режим ЧС.
А вот информировать население об ином природном пожаре, не лесном, можно будет только тогда, когда будет введен режим ЧС, и в результате этой чрезвычайной ситуации уже погибнет не менее пяти человек, или будет травмировано не менее десяти, или пострадает не менее ста. С учетом того, что информация о гибели людей от пожаров на природных территориях признается органами власти, как правило, далеко не сразу - выполнение этого требования приведет к тому, что люди будут узнавать об угрозах, связанных с пожарами на природных территориях, с задержкой в несколько дней.
В чем тут логика - непонятно. Многие нелесные пожары на природных территориях (например, травяные или тростниковые палы) распространяются быстрее лесных, и информировать население о связанных с ними угрозах надо гораздо оперативнее. Смысл информирования населения состоит в том, чтобы, во-первых, помочь людям спастись от огня самим и спасти свое имущество, и во-вторых, избежать паники (поскольку больше всего люди боятся непонятных опасностей, особенно тех, информация о которых явно скрывается органами государственной власти).
Возможно, разный подход к лесным и не лесным пожарам на природных территориях связан с тем, что за борьбу с ними отвечают разные ведомства. За борьбу с лесными пожарами на федеральном уровне отвечают в целом Минприроды России и Рослесхоз; все проблемы, связанные с несвоевременным информированием населения об угрозах, связанных с этими пожарами, МЧС всегда может свалить на них, или на контролируемые ими органы управления лесами в субъектах РФ. За борьбу с прочими пожарами на природных территориях на федеральном уровне никто толком не отвечает, а значит - отвечать за проблемы, вызванные несвоевременным информированием о них, должно то министерство, которое вырабатывает и реализует государственную политику в сфере пожарной безопасности. Таким министерством является как раз МЧС - вот оно и пытается подстраховаться, установив собственным приказом, что информировать население о природном пожаре до того, как от этого пожара погибнут люди, не нужно.http://www.forestforum.ru/viewtopic.php?f=9&t=16080