17.12.2013
Указами Президента Российской Федерации В.В. Путина от 07 мая 2012г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» и от 07 мая 2012г. № 691 «Об основных направлениях совершенствования государственного управления» Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий были даны поручения по повышению эффективности Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в целях обеспечения условий для экономического развития секторов экономики и сохранения человеческого потенциала.
3 апреля 2013г. Распоряжением Правительства Российской Федерации № 513-р была утверждена государственная программа Российской Федерации «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах».
Реализация названных поручений и исполнение государственной программы должны позволить
снизить к 2018 году количество людей, погибших при пожарах с 10,8 до 8,4 тыс. человек, погибших и травмированных при чрезвычайных ситуациях – с 32,2 до 25,8 тыс. человек.
Один из таких образцов специализированного противопожарного оборудования был разработан МЧС России в 2009г. во исполнение поручений Президента Российской Федерации от 12.03.2009г. № Пр-567 и от 13.11.2009г. № Пр-3021. Созданный комплекс (далее – радиоэлектронная система) позволяет обеспечить автоматизированный вызов сил подразделений федеральной противопожарной службы МЧС России на социально значимые объекты и объекты с массовым пребыванием людей. Требования по автоматическому вызову пожарных подразделений закреплены в Федеральном законе «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ, соответствующие изменения в который вступают в силу в июле 2014г.
1. Проблема: Где взять средства на исполнение поручений и гос. программы?
Из интервью директора Департамента надзорной деятельности МЧС России Дешевых Ю.И. от 14 сентября 2013г., размещенного на официальном сайте МЧС России, следует, что из 7600 объектов здравоохранения и социальной сферы с круглосуточным пребыванием людей
только 52% оснащены техническими средствами, обеспечивающими автоматическую передачу сигнала о возгорании на пульт службы спасения – 112 или пожарной охраны. Какой процент оснащения иных зданий классов функциональной пожарной опасности Ф 1.1, Ф 1.2, Ф 4.1, Ф 4.2, пока остается загадкой.
По средним оценкам, по состоянию на конец 2013 года на территории Российской Федерации оснащены автоматическими системами передачи извещений о пожаре не более 20% пожарных частей, имеющих в своем составе круглосуточные дежурно-диспетчерские службы. При этом финансирование Федеральной целевой программы «Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2017 года», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012 г. №1481, на 2013 год не было предусмотрено. Для обеспечения 100% оснащения подразделений ФПС МЧС России системами пожарного мониторинга к моменту вступления изменений в «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» потребуется единовременное выделение из федерального бюджета огромных средств.
То есть вопрос, которые уже сейчас задают многие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления о наличии у подразделений ФПС МЧС России технической возможности принимать в автоматическом режиме тревожные сигналы о пожарах с социально значимых объектов, приобретет особую остроту.
Есть ли выходы из создавшейся ситуации?
2. Одно из решений проблемы финансирования - благотворительность
Наиболее вероятным способом выхода из создавшейся ситуации является использование механизма благотворительной деятельности, правовое регулирование которой установлены Федеральным законом от 11 августа 1995 года № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (далее – Закон о благотворительности).
Согласно комментариям к Закону о благотворительности, подготовленным Кулаковой О.С. и Новиковой Н. А. и размещенным в правовой системе «Консультант-Плюс:
• процесс регулирования деятельности в области благотворительной деятельности будет представлять собой налаживание, упорядочивание, направление и развитие процессов, отношений, возникающих в связи с распространением и развитием благотворительной деятельности в Российской Федерации;
• благотворительность и благотворительная деятельность не могут в полной мере стать предметом правового регулирования. Это связано в первую очередь с тем, что данная деятельность во многом лежит в сфере нравственности и этики, которые не могут являться предметом правового регулирования;
• неотъемлемыми этическими ценностями благотворительной деятельности являются принципы гуманизма, справедливости, милосердия и бескорыстия;
• под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.
Статьей 2 Закона о благотворительности предусмотрено, что благотворительная деятельность осуществляется, в том числе, в целях подготовки населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф,
к предотвращению несчастных случаев.
Реализация данных целей благотворительной деятельности однозначно может помочь достигнуть показатели по снижению гибели и травмированию людей при пожарах и чрезвычайных ситуациях, установленные вышеназванными поручениями Президента Российской Федерации и Государственной программой.
При этом Закон о благотворительности не запрещает оказание благотворительной помощи некоммерческим организациям, коими являются и
подразделения федеральной противопожарной службы, со стороны коммерческих и некоммерческих организаций на безвозмездном начале.
Благотворительная деятельность этих организаций должна обладать признаком добровольности, осуществляться без какого-либо принуждения и представлять собой одну из форм реализации права собственника по распоряжению принадлежащими ему материальными благами и ресурсами.
Согласно Закону о благотворительности, поощрение такой деятельности входит в социальную политику государства.
3. Механизм реализации
В соответствии с Законом о благотворительности под безвозмездностью понимается передача имущества одним лицам со стороны других лиц без оплаты, в том числе без перехода права собственности от благотворителя благополучателю.
В этом случае радиоэлектронная система передается подразделениям ФПС МЧС России по договорам, заключаемым в строгом соответствии с частью 2 Гражданского Кодекса Российской Федерации от 26 января 1996 года № 14-ФЗ, целевым назначением, а именно для приема в автоматическом режиме тревожных сигналов о пожарах, происшедших на объектах защиты.
Очень важно отметить, что передаваемые благотворителями в подразделения ФПС МЧС России радиоэлектронные системы могут быть
любого производителя.
Единственное ограничение – соответствие передаваемого оборудования требованиям, изложенным в разделе 9 «Системы передачи извещений о пожаре» ГОСТ 53325 «Технические средства пожарной автоматики. Общие технические требования. Методы испытаний», и техническим характеристикам, указанными в приложении № 1 к приказу МЧС России №743 от 28.12.2009г «О принятии на снабжение программно-аппаратного комплекса системы мониторинга, обработки и передачи данных о параметрах возгорания, угрозах и рисках развития крупных пожаров в сложных зданиях и сооружениях с массовым пребыванием людей, в том числе в высотных зданиях».
Радиоэлектронные системы, полученные подразделениями ФПС МЧС России в качестве бескорыстного (безвозмездного) целевого поступления, в соответствии с налоговым законодательством не включаются в налоговую базу по НДС и не учитываются в доходах при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
4. Эксплуатация радиоэлектронных систем
Договоры о благотворительности должны предусматривать, что техническое обслуживание переданных в рамках Закона о благотворительности радиоэлектронных систем производится благотворителями или определенными ими организациями за счет благотворителя. Эти договоры
не должны содержать положений о наделении благотворителя или выбранной им организации эксклюзивным правом:
• на монтаж на объектах защиты объектовых станций, передающих сигнал о пожаре в подразделение ФПС МЧС России в автоматическом режиме,
• на передачу в пользование благотворителю выделенного Министерством обороны РФ для МЧС России радиочастотного сектора, предназначенного для обеспечения функционирования радиоэлектронной системы,
• на принятие решения о подключении или не подключении объектов защиты на радиоэлектронную систему, установленную в подразделении ФПС МЧС России за счет благотворителя.
Данные жесткие ограничения обусловлены следующим:
1. Выделенные МЧС России радиочастоты должны использоваться подразделениями ФПС МЧС России в строгом соответствии с разрешениями штабов военных округов, то есть для передачи извещений о пожаре от объекта защиты в дежурно-диспетчерские службы подразделений ФПС МЧС России
в автоматическом режиме на безвозмездной основе.
2. Монтировать и обслуживать технические средства, предназначенные для вывода тревожных сигналов на радиоэлектронную систему, установленную в подразделениях ФПС МЧС России, имеют право
любые организации, имеющие лицензию МЧС России. Руководители органов исполнительной власти, органов местного самоуправления или непосредственно объектов защиты должны выбирать такие организации в строгом соответствии с Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ (в последующем - Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ). В соответствии с законом, победителем конкурса должен признаваться участник, который предложил лучшие условия исполнения контракта, в том числе и минимальную цену, определенную государственным заказчиком, муниципальным заказчиком и иным заказчиком. При этом организации, осуществляющие техническое обслуживание радиоэлектронных систем, переданных в подразделения ФПС МЧС России по договорам о благотворительности, могут принимать участие в торгах наравне с другими организациями,
не имея перед ними никаких преференций.
3. Принятие решений о подключении (отключении) смонтированных на объектах защиты технических средств к радиоэлектронной системе, установленной в подразделении ФПС МЧС России по договору о благотворительности, находится в прямой компетенции полномочного должностного лица подразделения ФПС МЧС России,
на имя которого должен обратиться руководитель объекта защиты с просьбой провести такое подключение.
Подключение (отключение) производится организацией, осуществляющей техническое обслуживание радиоэлектронной системы, переданной подразделению ФПС МЧС России по договору о благотворительности, по соответствующему распоряжению должностного лица подразделения ФПС МЧС России
на безвозмездной для объекта защиты основе.
5. Допустимо ли расторжение договора о благотворительности
Благотворитель, передавая в подразделение ФПС МЧС России радиоэлектронную систему, и руководитель подразделения ФПС МЧС России, принимая данную систему, должны четко осознавать всю
свою ответственность перед третьими лицами за совместно принятое решение. В первую очередь, это относится к социальным объектам, которые, исполняя требования ФЗ №123, будут к данной электронной системе подключаться, используя для этого бюджетные деньги на закупку, монтаж и последующее техническое обслуживание технических средств, предназначенных для передачи сигнала о пожаре с объекта защиты в подразделение ФПС МЧС России.
Если у благотворителя и руководителя подразделения ФПС МЧС России есть хоть какие-то сомнения, что радиоэлектронная система передается и принимается
на весь срок ее эксплуатации, или если «благотворитель» надеется использовать данную систему для получения прибыли, то лучше решение о заключении договора о благотворительности не принимать, чтобы потом не было «мучительно стыдно».
Виктор Кривошонок
Ветеран пожарной охраны,
Член общественного Совета СЗРЦ МЧС России
генерал-майор внутренней службы в отставке, к.т.н.