10.12.2013
10 декабря в Главном управлении МЧС России по Тульской области состоялась встреча главного государственного инспектора Тульской области по пожарному надзору полковника внутренней службы Евгения Барматина с представителями тульских бизнес-сообществ.
Необходимость встречи вызвана изменением с 2014 года порядка лицензирования в области пожарной безопасности.
С 1 января 2014 года вступают в силу изменения по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Теперь, в рамках предоставленных полномочий, к компетенции Главных управлений МЧС России по субъектам РФ относятся следующие функции:
- прием, рассмотрение документов и принятие решения о предоставлении (отказе в предоставлении) лицензии;
- переоформление лицензий;
- выдача дубликатов и копий лицензий;
- приостановление, возобновление и прекращение действия лицензии;
- обращение в судебные органы с заявлениями об аннулировании лицензии;
- проверка соответствия соискателей лицензий лицензионным требованиям;
- контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных требований.
С 1 января 2014 года, в случае необходимости (это указывается в заявлении), лицензия может представляться в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.
Действие лицензии приостанавливается в следующих случаях:
1) привлечение лицензиата к административной ответственности за неисполнение в установленный срок предписания об устранении грубого нарушения лицензионных требований;
2) назначение лицензиату административного наказания в виде административного приостановления деятельности за грубое нарушение лицензионных требований.
К грубым нарушениям лицензионных требований относятся:
- отсутствие у лицензиата оборудования, инструмента, технической документации, технических средств, в том числе средств измерения, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании;
- невыполнение лицензиатом требований, предъявляемых к проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, установленных нормативными правовыми актами и нормативно-техническими документами;
По истечении срока административного наказания, в виде административного приостановления деятельности, лицензирующий орган проводит проверку по устранению нарушений лицензионных требований лицензиатом.
Если в установленный судом срок лицензиат не устранил грубое нарушение лицензионных требований, лицензирующий орган обращается в суд с заявлением об аннулировании лицензии.
В своем выступлении перед предпринимателями Евгений Барматин обратил внимание на ряд проблемных вопросов развития независимой оценки пожарного риска и возможных путей их решения.
В 2011 году распоряжением Правительства РФ были утверждены Концепция снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг и план мероприятий по комплексной оптимизации контрольно-надзорных и разрешительных функций, предоставления государственных услуг.
Как равноправные формы контроля в области пожарной безопасности сегодня выступают государственный пожарный надзор и пожарный аудит.
Пожарный аудит даёт право собственнику объекта защиты привлечь независимых экспертов для выбора наиболее приемлемого варианта противопожарной защиты с учётом уровня его потенциальной опасности и экономических возможностей. Такой процедурой только в текущем году воспользовалось более 12 тысяч субъектов экономической деятельности.
Вместе с тем на территории Тульской области данный вид деятельности не получил широкого применения. В регионе деятельность по оценке соответствия объектов защиты установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска осуществляет 5 аккредитованных организаций, а всего в подразделения государственного пожарного надзора поступило 4 заключения о независимой оценке пожарного риска.
При поверхностном взгляде на проблему может показаться, что проводить аудит пожарной безопасности бессмысленно, поскольку ту же самую работу может выполнить инспектор государственного пожарного надзора на безвозмездной основе. Следует отметить, что, не уделяя должного внимания обеспечению пожарной безопасности и дождавшись прихода надзорного органа, юридическому лицу придется заплатить штраф за нарушение требований пожарной безопасности в размере от 150 000 до 1 000 000 рублей, тогда как средняя стоимость аудита составляет примерно от 50 000 до 100 000 рублей.
Объекты защиты, на которых проведена независимая оценка пожарного риска, в течение 3-ех лет не включаются в ежегодный план проведения плановых проверок, за исключением объектов защиты, используемых (эксплуатируемых) организациями, осуществляющими отдельные виды деятельности (в сфере образования, здравоохранения, социальной сфере).
Пресс-служба Главного управления МЧС России по Тульской областиhttp://www.mchs.ru/rc/detail.php?rc_id=central&ID=935619