03.12.2013 Комплекс будет автоматически ликвидировать возгорания, а также оповещать пассажиров и управлять эвакуацией
Столичное метро потратит 800 млн рублей на обновление систем пожарной безопасности: автоматика станет тушить возгорания и управлять эвакуацией. Как рассказал «Известиям» источник в ГУП «Московский метрополитен», модернизация затронет около 90 станций метро. Заказ на проведение работ будет опубликован в сентябре 2014 года.
— Автоматические установки пожаротушения могут использовать различные вещества: воду, газ или порошок, которые тушат огонь без участия человека. Они заполняют необходимый объем при срабатывании датчиков, реагирующих на дым или возгорание. Такими установками оборудуются подвагонное оборудование и тупики, где стоят поезда, — пояснил замначальника отдела пожарной охраны ГУП «Московский метрополитен» Николай Силонов. — В тоннелях установок автоматического тушения нет — только водопровод с пожарными кранами.
По словам Силонова, после того как сигнализация сработала, автоматически отключается вентиляция, включается система дымоудаления, сигнализация, закрываются противопожарные двери и т.д.
В комплекс входит также автоматическая система оповещения и управления эвакуацией.
— На различных объектах могут быть задействованы разные устройства: обычный звуковой сигнал, сигнал вместе с мигающими табло «выход», направляющие стрелки, оповещение по громкоговорителям, — пояснил он.
В октябре Общественная палата решила создать рабочую группу для мониторинга ситуации с московским метро. В нее в том числе должны войти эксперты по вопросам безопасности.
В этом году в столичной подземке произошел ряд ЧП, самое крупное из которых — возгорание высоковольтного кабеля на перегоне между станциями «Библиотека им. Ленина» и «Охотный Ряд» Сокольнической линии. Тогда шесть станций внутри Кольцевой были закрыты, пострадали более 50 человек. 6 октября было зафиксировано задымление под вагоном поезда, следовавшего от «Кузнецкого Моста» в сторону «Пушкинской», 14 ноября огонь вспыхнул в тоннеле между «Каширской» и «Варшавской» станциями, а 22 ноября в результате короткого замыкания произошло задымление на станции «Шаболовская».
В то же время чиновники говорят о снижении количества сбоев в работе метро по сравнению с предыдущими годами.
Председатель Союза пассажиров Кирилл Янков считает, что солидные траты на противопожарные мероприятия — это реакция на возгорания, произошедшие в подземке за последние полгода.
— Видимо, в метрополитене поняли, что надо не только строить новые линии, но и модернизировать уже существующие, — говорит он. — Но важно параллельно с установкой противопожарных устройств менять кабели, которые эксплуатируются уже десятилетиями. То есть необходимо искать и предотвращать основные причины пожаров.
По словам эксперта общественной организации «Город и транспорт» Владимира Свириденкова, по его информации, в подземке также обсуждается внедрение системы автоматического пожаротушения в вагонах поездов — это новая система, которая редко применяется в мире из-за того, что ее довольно сложно внедрять и эксплуатировать. По моим данным, сегодня ее применяют только в метро Мадрида и Мюнхена.
По словам эксперта, система пожаротушения в вагонах с помощью датчиков распознает опасность и распыляет воду. Сложность в том, чтобы избежать ложного срабатывания датчиков, а также в необходимости устанавливать в вагонах резервуары с водой и регулярно проверять все трубопроводы и распылители.
— Но инциденты этого года показали, что система оповещения и эвакуации не работает на должном уровне: работа служб метро не была синхронизирована, многие пассажиры продолжали спускаться на закрытые участки, — говорит Свириденков. — В обновлении системы есть необходимость.
Как пояснил эксперт, система автоматической пожарной сигнализации (АПС), то есть сеть датчиков, реагирующих на повышение температуры, задымление и другие пожароопасные проявления, практически везде установлена: ее просто необходимо постепенно обновлять. В то же время автоматической системой пожаротушения, по словам эксперта, метро практически не оборудовано.
— Например, в тоннелях, где расположены высоковольтные кабели, ее нет. Это дорого и не всегда эффективно: важнее обеспечить автоматическое отключение подачи напряжения, — пояснил Свириденков.
По мнению сотрудника Центра исследований транспортной политики ВШЭ Константина Трофименко, обновлять системы в первую очередь необходимо на самых перегруженных ветках — Сокольнической, Таганско-Краснопресненской, Калужско-Рижской и Замоскворецкой линиях.http://izvestia.ru/news/561675