19.11.2013 600 миллионов тенге намерен потратить министр МЧС Владимир БОЖКО на проведение 10-го чемпионата мира по пожарно-спасательному спорту, который пройдет в Алматы в 2014 году. И пока он занят подготовкой, хочется напомнить, что в его хозяйстве проблем – “выше крыши”. А денег на их решение вечно нет!
Некуда больше деньги потратить?
Вроде бы сумма 4 миллиона долларов – тьфу, по сравнению с той же Азиадой, на которую, говорят, потратили 1,5 миллиарда долларов. Но денежки-то – из кармана налогоплательщиков! Спорткомплекс строить не надо – соревнования пройдут на стадионе в Алматы. Министр заявил, что закуплено дорогостоящее тренировочное оборудование, отвечающее требованиям Международной федерации пожарно-спасательного спорта. Но цену не назвал… В 2004 году наша съемочная группа побывала на подобных соревнованиях в Талдыкоргане, правда, местного масштаба. Запомнилось, как пожарные с ловкостью взбирались по лестницам, лихо вытаскивали из “огня” “людей”. Мы не видели здесь какого-то оборудования, которое могло бы стоить миллионы долларов. Но были и призы, и медали, и азарт в глазах…
Понимаем, нужно принимать гостей, размещать делегации, да и наших функционеров не забыть. Но очень хочется, чтобы сами пожарные и спасатели после такого пышного празднества вернулись на нормальные рабочие места, оснащенные по последнему слову техники. И не задавали своему руководству вопрос: почему деньги на чемпионат нашлись, а на необходимое для работы оборудование нет?!
Почти руины
Понимаем, что все имеющиеся дыры в структуре МЧС четырьмя миллионами долларов не заткнуть. Но как бы за подготовкой к мероприятию там не забросили в долгий ящик то, что действительно нам необходимо. Год назад Владимир Божко говорил, что минимум 170 пожарных депо необходимо построить по всему Казахстану. Из действующих 408 пожарных депо 80 процентов построено еще в 50–70-е годы. Что это за здания, мы видели много раз: не дай бог, в Алматы сильное землетрясение – и техника, люди останутся под завалом.
В СМИ неоднократно были озвучены данные ведомства: износ парка пожарных автомобилей в РК – 54 процента, причем самое большое количество техники, эксплуатируемой свыше 13 лет, в Восточно-Казахстанской (79 процентов), Карагандинской (64 процента), Костанайской (64 процента), Южно-Казахстанской (57 процентов) и Северо-Казахстанской (53 процента) областях.
Много раз мы видели, как и на чем работают и сотрудники водно-спасательной службы. То же водохранилище Капшагай , что в Алматинской области, катастрофически нуждается, со слов спасателей, в дополнительных постах. Но средств на это из года в год не находится. В целом водно-спасательные службы страны, по данным МЧС, оснащены оборудованием только на 60 процентов от установленных норм.
Костанай: Как ЧП – так аврал
Службы Костанайской области на нехватку оборудования не жалуются, но в случае крупных ЧС его приходится заимствовать у других регионов.
Начальник Северного регионального отряда быстрого реагирования Алексей СЕВЫРИН заверяет: все, чем должен быть оснащен отряд, из водолазного, альпинистского и прочего вооружения у них есть. Пожарная техника тоже постоянно закупается.
Но для того, чтобы жизнь наша стала безопасней, понадобится еще немало сил. И денег.
В июле произошел сильнейший пожар в Карабалыкском районе – горела старая силосная башня. На место ЧП стянули 6 единиц пожарной техники, водовозы, тракторы и около 30 пожарных. Но все равно была опасность взрыва на расположенном неподалеку складе ГСМ. Ситуацию спас только пожарный поезд, прибывший из Костаная со своими запасами воды.
В 2012 году засушливое лето стало причиной выгорания в Костанайской области более чем тысячи гектаров леса. По нынешним законам лесхозы должны обходиться в тушении пожаров своими силами. В 2012 году на бюджетные деньги лесхозы закупили 100 единиц техники. Но правда жизни такова: лесные и степные пожары редко обходятся без людей и техники департамента по ЧС. Поэтому на подготовку специалистов по тушению лесных и степных пожаров, на покупку спецтехники надо вкладывать деньги!
Как ни крути, а кроме МЧС кто даст ума 122 защитным сооружениям только на территории Костанайской области? Одни полуразрушены, другие “прихватизированы”. И большинство не используется по назначению.
Петропавловск: Миллионные убытки
На наш запрос по поводу оснащения пожарных Северо-Казахстанской области департамент по ЧС прислал отчет о наличии необходимой техники.
В нем говорится, что “имеющееся количество автомобилей позволяет службе эффективно тушить пожары и проводить необходимые аварийно-спасательные работы на территории области”.
Между тем каждую неделю в области случаются десятки пожаров, особенно часты они в сельской местности. В отдаленных деревнях сельчанам приходится справляться своими силами. Люди хватают в руки ведра, песок, кто что может и борются со стихией сами. Пожарные просто не успевают подоспеть вовремя из-за больших расстояний между населенными пунктами. С начала года в Северо-Казахстанской области уже произошло около 600 пожаров с убытками в 303 миллиона тенге! В огне погибли 44 человека, в том числе 10 детей.
Усть-Каменогорск: Один огнетушитель – на 8 гектаров
В Восточном Казахстане тушить природные пожары должны… добровольцы.
В департаменте по ЧС числится примерно 70 сел и крестьянских хозяйств, которые призваны бороться с огнем в лесу. По официальной информации, только в 5 лесных селах пожарные пункты закреплены за природоохранным учреждением. Остальные тысячи гектаров тайги в случае возгорания должны ждать, пока на помощь придет местное население.
– Бороться с лесными пожарами должны только профессионалы – специализированные пожарные части, – говорит президент областной лесной ассоциации Владимир РЕЗАНОВ. – В России пожары тушит в основном МЧС. Работают специальные самолеты, сразу 200 тонн воды набирают. Когда главный очаг потушен, присоединяются техника, десантники. У нас этого нет. Авиалесоохрана представлена единственным малочисленным подразделением.
В Восточном Казахстане крупные лесные пожары происходят каждые 15–20 лет. Каждый год хвойные леса сбрасывают от 2 до 10 тонн горючего материала – веточек, хвои, шишек… По нормативам на каждые две тонны такого топлива нужна одна пожарная машина.
– Такие экстремально засушливые годы, как 1997-й и 2008-й, показали, что материально-техническая база устарела, – отметил В. Резанов. – По инструкции то же МЧС должно привлекать на тушение местные крестьянские хозяйства. Но при этом за фермерскую технику и жизнь людей никто не несет ответственность. Как такое возможно?
Общая площадь гослесфонда Восточного Казахстана превышает 3,6 миллиона гектаров. Каким потенциалом для его охраны обладает местная служба пожаротушения? На сайте ДЧС мы нашли такие цифры: 117 автоцистерн, 7 тягачей, 2 БТР, 454 ранцевых огнетушителя. Другими словами, по одной автоцистерне на 30 с лишним тысяч гектаров леса, по одному ранцу на 8 тысяч гектаров.
Спасатели Семея говорят, что каждый день сталкиваются с некачественным оснащением.
Это низкопробные резаки и подъемники, которыми им приходится пользоваться, поднимаясь на многометровую высоту. Техника ломается от малейшей нагрузки. Хотя именно от нее зависят жизни и пострадавших, и самих спасателей.
В городе не хватает пожарных подразделений. По нормативам должно быть 12 пожарных частей. В реальности – четыре части и три отдельных поста.
В каждое дежурство семейские огнеборцы молятся, чтобы пламя не вспыхнуло на верхних этажах 16-этажек. Потому что в 300-тысячном городе нет ни одного спецавтомобиля с 50-метровой автолестницей, и пожарные смогут подняться не выше 10-го этажа.
Говорят, стоимость нового пожарного спецавтомобиля составляет от 100 до 150 тысяч долларов. В 2005 году в Семей по гранту прибыли спецавтомобили, которые отработали в Японии десять лет и, по японским меркам, уже исчерпали ресурс надежности. Но семейские пожарные и этому были рады…
Алматы: Спасатели – в пробках
Минимум 10 пожарных частей необходимо еще Алматы, чтобы пожарные действительно оперативно могли добраться до горящего объекта.
По нормам радиус обслуживания одной пожарной части – 5 квадратных километров. Пока же крупногабаритным машинам приходится добираться до очага пожара по пробкам. С каждым годом город растет, к нему присоединяются новые поселки. Между тем в Алматы за последние годы открылось только одно пожарное депо. На строительство было выделено 900 миллионов тенге. И понятно, что с вводом в эксплуатацию нового депо нет гарантии стопроцентной безопасности горожан. А ведь сам министр МЧС неоднократно говорил: на безопасности нельзя экономить!
Также ежегодно “Караван” поднимает вопрос о бедственном положении жителей Карасайского района. В густонаселенных поселках нет своих пожарных частей, а зачастую – воды. Пожарная часть расположена в городе Каскелене и обслуживает 67 (!) населенных пунктов. К примеру, чтобы добраться до поселка, что в 70 километрах от Каскелена, пожарной машине при скорости 60 километров в час понадобится больше часа. О какой помощи может идти речь? К тому же на территории района находится 13 потенциально пожароопасных крупных объектов – например, автобарахолка…
По материалам наших собственных корреспондентовhttp://www.caravan.kz/article/71921
Семей: На списанной технике