15.11.2013 Госкорпорации и конструкторские бюро уделяют все больше внимания беспилотной авиации. В ближайшие 5 лет в РФ может появиться собственный тяжелый беспилотник массой 20 тонн.
Госкорпорация "Ростех" готовится освоить новое направление – беспилотную авиацию. В планах компании разработка беспилотных летательных аппаратов (БЛА) малого и среднего класса, средних по высотности и размерности, а также создания собственного конструкторского бюро для проектирования БЛА.
"Планируется, что "Ростех" сконцентрирует внимание на разработке беспилотных летательных аппаратов комплексов воздушной разведки и наблюдения", - сообщил "Интерфаксу" управляющий директор госкорпорации по авиационным проектам Алексей Федоров.
Беспилотные системы сейчас есть в армиях почти всех ведущих стран мира. За время своего существования эти аппараты стали символом бесконтактных войн нового тысячелетия. Беспилотники позволяют вести боевые действия быстро, эффективно и с минимальными потерями для собственной стороны.
Все БЛА можно разделить по массе, времени, дальности, быстроте полета и по выполняемой функции. В военных целях беспилотники нужны в основном для разведки, но есть и группы ударно-разведовательных и ударных аппаратов, которые способны не только обнаружить, но и уничтожить цель. Существуют и мирные специализированные беспилотные комплексы, предназначенные, например, для транспортировки грузов.
Сейчас в сфере беспилотной авиации лидируют США и Израиль. БЛА нашли применение во всех видах вооруженных сил страны США и позволяют проводить военные операции по всему миру, не подвергая риску жизни пилотов.
Разработкой беспилотников активно занялись и российские компании. Как сообщает транспортный портал Gudok.ru, компании ОАО "Сухой" и ОКБ "Сокол" проектируют тяжелые БЛА. Первый образец тяжелого ударного беспилотного летательного аппарата компании "Сухой" массой 20 тонн должен появиться в 2018 году, а ударный пятитонный беспилотник, разрабатываемый компаниями "Сокол" и "Транзас", обещают представить уже в 2015-2016 году.
Группа "Транзас" сейчас также проектирует комплекс беспилотного воздушного наблюдения и мониторинга с крупноразмерным беспилотным летательным аппаратом средних высот "Орион". Базироваться он будет на бетонной или асфальтовой взлетно-посадочной полосе длиной порядка 1 км (при длине разбега в 600 м), сообщил "Интерфаксу" генеральный директор по беспилотному направлению "Транзас" Николай Долженков.
"Мы предлагаем беспилотник взлетным весом 1200 кг с продолжительностью полета более 24 часов и высотой полета до 7500 м, с дальностью связи в пределах прямой видимости порядка 250 км с возможностью реализации ретрансляции каждым аппаратом и с возможностью нести полезную нагрузку массой от 200 до 300 кг", - прокомментировал Долженков. По его словам, проект находится на стадии отработки технологий компонентов: уже проведены аэродинамические исследования в ЦАГИ, детальные расчеты, исследования по технологии изготовления.
В конце сентября в Институте проблем химической физики (ИПХФ) прошли летные испытания беспилотника с электродвигателем, питающимся от топливных элементов.
"БЛА оснащен двумя баками по семь литров каждый с газообразным водородом под давлением 300 атмосфер", - сообщил "Интерфаксу" заведующий отделом функциональных неорганических материалов ИПХФ Юрий Добровольский. Также он отметил, что использование альтернативного топлива позволяет повысить продолжительность полета беспилотного летательного аппарата до 30 часов.
В то же время, уральский завод гражданской авиации поставил Минобороны РФ в конце сентября более 10 авиационных комплексов с БЛА "Форпост", серийный образец которого демонстрировался на оружейной выставке в Нижнем Тагиле. По словам генерального директора завода Вадима Бадехи, аппарат базируется на технологиях, полученных от израильской компании Israel Aerospace Industries LTD (IAI). По словам Бадехи, на первом этапе Минобороны покупало у Израиля готовые комплексы, на втором России были переданы необходимые технологии, и производство наладили в Екатеринбурге.
"Форпост" предназначен для разведки. Его радиус действия – 250 км, а время нахождения воздухе до 17,5 часов. Он может вести разведку и днем, и ночью. Сейчас беспилотник производится в российских стандартах, то есть полностью интегрирован в отечественную систему управления полем боя.
Ускорить работы по созданию линейки беспилотных комплексов потребовал министр обороны РФ Сергей Шойгу на большом мероприятии по беспилотной авиации, которое прошло в августе в Алабино.
"Задача, которую поставил министр обороны, - очень серьезно сократить сроки ОКРов по разработке всех наших беспилотников начиная с самых больших ударных беспилотных систем и заканчивая маленькими, назначение которых – разведка, наблюдение и передача оперативной информации", – сказал "Интерфаксу" заместитель председателя Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ Олег Бочкарев.
Однако, несмотря на внимание к беспилотной авиации со стороны Минобороны, на российском рынке беспилотников не все гладко. Генеральный директор группы "Транзас" Николай Лебедев сообщил "Интерфаксу", что большинство БЛА, созданных в России, не отвечают современным требованиям, а многие разработчики пока не в состоянии представить качественный продукт.
"Обилие это - лишь кажущееся. На самом деле, достойных летающих беспилотных комплексов, способных решать задачи, которые по сложности хоть как-то коррелируются с пилотируемой авиацией – единицы", – сказал Лебедев.
По словам эксперта, большинство разработок, которые демонстрируются на выставках, – это маленькие аппараты с общим весом до 100-150 килограммов и с массой полезной нагрузки до 15-20 килограммов.
"Нередко работы по созданию таких легких беспилотных аппаратов ведутся на базе авиамодельного "прошлого", – рассказал Лебедев. Также он отметил, что это естественно для этапа становления отрасли, но настоящая задача – создание беспилотной техники, которая по своим возможностям приближалась бы или превосходила существующие пилотируемые комплексы.
БЛА могут быть полезны для решения не только военных, но и самых разных гражданских задач. Например, сейчас беспилотники активно используют в агропромышленности и для поиска людей в сложных метеоусловиях. В МЧС РФ уже создан центр беспилотной авиации и в каждом регионе на базе региональных спасательных центров МЧС открыты его филиалы. Опытные испытания беспилотников начались весной этого года, а после 30 ноября их примут на оснащение.
"Это - очень хороший тренд развития. В ночное время в сложных метеоусловиях пилотируемая авиация имеет ограниченные возможности. Ее применение связано с риском. А беспилотники справляются", - заявил глава МЧС Владимир Пучков в интервью "Российской газете". По его мнению, БЛА уже успели хорошо зарекомендовать себя, в том числе, во время всероссийской тренировки по гражданской обороне, прошедшей в начале октября.http://www.interfax-russia.ru/view.asp?id=444373