12.11.2013 Более 15 лет в Главном управлении МЧС России по Республике Башкортостан действует психологическая служба. О том, какие задачи выполняют специалисты этого подразделения, с какими сложностями сталкиваются на практике и что им помогает "не сгореть на работе" агентству "Интерфакс-Поволжье" рассказала главный психолог управления кадров, воспитательной работы, профессиональной подготовки и психологического обеспечения управления Эльвира Карамова.
- Эльвира Ильдусовна, как организована деятельность психологической службы ГУ МЧС России по Республике Башкортостан? Какие задачи поставлены перед Вашим подразделением?
- Психологическая служба МЧС России была создана в 1999 году, но в федеральной противопожарной службе это подразделение возникло в 1995 году, согласно приказу МВД России. С момента создания на психологическую службу возложено две основные задачи. Первая характерна для силовых ведомств – задача психологического сопровождения деятельности личного состава МЧС России: спасателей, пожарных, водителей и других. Это профессиональный отбор, психологическая подготовка, коррекция и восстановление психического здоровья, решение проблем, возникающих в связи с выполнением профессиональных обязанностей. Вторая задача уникальна для психологов МЧС – оказание первой психологической помощи при чрезвычайных ситуациях. Это направление работы во многом предопределило формирование и развитие психологической службы министерства. Сегодня оказание экстренной психологической помощи – это неотъемлемая составляющая мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
- В чём заключается работа психолога МЧС в экстренной ситуации?
- В задачи психологов, которые работают в зоне чрезвычайной ситуации, входят оказание экстренной психологической помощи и информационно-психологическая поддержка родственников погибших и пострадавших. Фактор неизвестности и информационного вакуума оказывает одно из самых пагубных воздействий на психику пострадавших людей. Экстренная психологическая помощь сравнима со скорой медицинской – чем быстрее она будет оказана, тем больше шансов, что пострадавший человек сохранит свое психологическое здоровье и сможет вернуться к нормальной жизни. Именно поэтому психологи МЧС России прибывают в зону чрезвычайной ситуации одновременно со всеми оперативными службами и работают в круглосуточном режиме до окончания работ по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.
- В зоне каких крупных чрезвычайных ситуаций работали сотрудники Вашего подразделения? Какой "опыт" оказался самым сложным в эмоциональном и физическом плане?
- В 2011 году психологи МЧС выезжали в поселок Урман Иглинского района Башкирии и село Пугачево Новопургинского района Удмуртии для оказания экстренной психологической помощи пострадавшим при ликвидации ЧС во время взрыва боеприпасов на военных арсеналах. Работа проводилась в пунктах временного размещения после массовой эвакуации населения из зоны ЧС. В 2012 году запомнились выезды экстренного реагирования психологов на пожары в городе Белебей, при взрыве бытового газа в жилом доме с гибелью людей, и Октябрьский. Тогда за психологической помощью обратились более 50 человек. Всегда незабываемыми остаются выезды, связанные с гибелью детей, как это случилось 9 марта этого года в поселке Комсомольский Дуванского района, когда произошел сход снежной лавины. Болью в сердце остается равнодушное отношение родителей к своим детям, халатность, безответственность в выполнении своих обязанностей, а особенно пьянство взрослых, влекущее за собой гибель детей.
- Сколько сотрудников работает в психологической службе, и есть ли потребность в увеличении штата?
- Сегодня работает всего 20 специалистов психологической службы в отрядах подчиненных Главному управлению МЧС России по РБ. На одного психолога в среднем приходится 300 человек личного состава, в некоторых подразделениях эта нагрузка увеличена в полтора раза. Несмотря на потребность в увеличении штата, мы, как и все сотрудники МЧС, всегда находимся в режиме готовности.
- Как специалисты Вашей службы взаимодействуют с учебными заведениями?
- Мы тесно сотрудничаем с факультетом психологии Башкирского госуниверситета и других вузов, участвуем в научно-практических конференциях, обмениваемся опытом с коллегами в области экстремальной психологии, организуем практику студентов, формируем кадровый резерв психологов из лучших студентов. Кроме этого у нас появились партнеры – муниципальные городские психологические центры, с которыми мы общаемся, проводим совместные "круглые столы", семинары. И в случае необходимости именно эти центры принимают у себя тех людей, которым психологическая помощь нужна на более длительный период.
- Как психологи, оказывающие экстренную помощь, справляются с психологической нагрузкой? Какая работа проводится с Вашими специалистами для того, чтобы предотвратить появление у них "синдрома эмоционального сгорания"?
- Как и все специалисты экстремальных профессий, мы сталкиваемся с рядом психологических проблем, связанных с профессиональной деятельностью. Эти состояния требуют внимания специалиста в рамках коррекционной и реабилитационной работы, поэтому мы организуем занятия с психологами, "круглые столы", приглашаем супервизоров для проработки последствий стресса, негативных переживаний, чтобы предотвратить появление "синдрома эмоционального сгорания".
- С какими сложностями сталкиваются в работе специалисты психологической службы?
- В области практической деятельности психолога существуют сложности по оснащению рабочих мест специалистов в соответствии с требованиями, в том числе комплектами оборудования для комнат психологической разгрузки для коррекционной и реабилитационной работы. Отсутствуют комплекты мобильного оборудования для работы в условиях чрезвычайных ситуаций, но при этом все специалисты службы теперь обеспечиваются специальной формой, которая разработана с учетом специфики деятельности психолога.
- Случается ли, что на рекомендации психолога при приёме на службу, перемещении, назначении на должность и т.д. смотрят сквозь пальцы?
- В последние годы руководство уделяет особое внимание информации полученной в ходе психологического изучения личности кандидатов при приеме на службе и работу. Особенно интерес вызывает прогноз успешной деятельности будущего сотрудника и факторы, препятствующие благоприятной адаптации к новой профессии или должности. Принятые на службу лица с "группами риска", как правило, в течение первых трех лет бывают уволены по отрицательным мотивам, они сами подводят себя из-за своей импульсивности, эмоциональной неустойчивости, агрессивности, конфликтности и другим причинам.
- Каким вы видите идеального психолога?
- С профессиональной стороны – это высшее психологическое образование, хорошие знания, теоретические и определенные практические навыки. Но еще важнее, наверное, это те личностные качества, которые позволяют нашим специалистам не оставаться равнодушными в любых ситуациях. Это активная жизненная позиция, ответственность, неравнодушие, стрессоустойчивость и, конечно, способность в любое время дня и ночи прийти на помощь туда, где это требуется.http://www.interfax-russia.ru/Povoljie/exclusives.asp?id=449845