07.11.2013 Минприроды России подготовило проект нового приказа "Об утверждении состава и формы предоставления сведений о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах", которым должны быть утверждены ежедневные, ежемесячные и ежегодные формы сведений о лесопожарной обстановке (в общей сложности шесть разных форм). Новая отчетность похожа на старую, действующую сейчас. Однако, с учетом того, что это новый документ, и действовать он будет в новых условиях, когда у лесного хозяйства, скорее всего, будет еще меньше сил и возможностей для борьбы с лесными пожарами - к нему стоит внимательно присмотреться.
С проектом можно ознакомиться на специальном сайте для общественного обсуждения: Ведомственный приказ «Об утверждении состава и формы предоставления сведений о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах »
Первое, что бросается в глаза даже при беглом знакомстве с этим документом - это явно чрезмерный объем отчетной информации, предоставляемой ежедневно по каждому лесному пожару, даже самому маленькому и не представляющему собой чрезвычайную ситуацию. Согласно приложению 1 к проекту приказа (разделу 1 ежедневной формы сведений о лесопожарной обстановке - "Сведения о пожарах в лесах"), органы управления лесами субъектов РФ должны будут по каждому лесному пожару ежедневно отчитываться по 46 показателям. Какие-то из этих показателей можно определить достаточно просто; для каких-то придется дергать и отвлекать от работы руководителя тушения пожара или кого-то еще, непосредственно занятого тушением; а для некоторых может потребоваться специальное расследование, если, конечно, тот, кто заполняет отчет, не решит взять данные "с потолка". Перечень показателей, которые придется указывать в ежедневной отчетности по каждому (без исключений) пожару, приводится в конце сообщения (отметим, что это касается только одной формы из шести - остальные тоже весьма обширны).
Зачем на федеральном уровне нужна такая детальная отчетность по каждому пожару - совершенно непонятно. Во-первых, в реальности на федеральном уровне просто не осталось достаточного количества специалистов, чтобы весь этот объем информации анализировать и как-то использовать почти в режиме реального времени. Во-вторых, федеральные органы исполнительной власти никак не участвуют в тушении подавляющего большинства лесных пожаров, особенно мелких, не относящихся к ЧС. В-третьих, при современном развитии методов дистанционного мониторинга пожаров федеральные органы власти могут получить с помощью этих методов гораздо более системную, единообразную и оперативную информацию обзорного характера о лесопожарной обстановке, чем та, которая собирается ими с помощью стандартной статистической отчетности.
При этом на подготовку столь обширной отчетности тратятся, и неизбежно будут тратиться в будущем, колоссальные силы, которых в течение пожароопасного сезона остро не хватает для тушения и для координации задействованных в тушении сил. Сокращение лесопожарной отчетности до разумных пределов (например, предоставление на федеральный уровень в ежедневном режиме только обзорной информации о пожарах, и детальных сведений о крупных и катастрофических пожарах, которые могут потребовать переброски сил федерального резерва) могло бы высвободить достаточно серьезные силы, для которых в течение пожароопасного сезона точно нашлось бы полезное дело.
Вот перечень показателей, по которым, согласно проекту, должны будут предоставляться ежедневные сведения о каждом лесном пожаре (а о крупных лесных пожарах должны будут предоставляться еще некоторые сведения):
наименование лесничества;
наименование участкового лесничества;
наименование авиаотделения;
номер лесного пожара по лесничеству;
номер лесного пожара по ИСДМ-Рослесхоз;
дата и время обнаружения лесного пожара;
название ближайшего населенного пункта;
азимут от ближайшего населенного пункта;
удаленность от ближайшего населенного пункта;
координаты места обнаружения пожара до секунд;
способ обнаружения лесного пожара;
зона мониторинга;
район применения сил и средств пожаротушения;
категория земель;
преобладающий тип леса;
целевое назначение лесов;
состояние лесного пожара;
скорость ветра в районе пожара в момент обнаружения;
площадь пожара в момент обнаружения;
площадь пожара нарастающим итогом всего;
площадь пожара нарастающим итогом лесная;
площадь пожара нарастающим итогом покрытая лесом;
площадь пожара нарастающим итогом верхового;
площадь пожара нарастающим итогом низового;
площадь пожара нарастающим итогом подземного;
площадь пожара нарастающим итогом в лесах, переданных в аренду;
задействовано на тушении пожара работников ПДПС;
задействовано на тушении пожара работников наземных лесопожарных формирований;
задействовано на тушении пожара работников пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований;
задействовано на тушении пожара работников лиц, использующих леса;
задействовано на тушении пожара прочих работников;
задействовано на тушении пожара работников ПДПС в рамках межрегионального маневрирования;
задействовано на тушении пожара работников наземных лесопожарных формирований в рамках межрегионального маневрирования;
задействовано на тушении пожара работников пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований в рамках межрегионального маневрирования;
задействовано на тушении пожара прочих работников в рамках межрегионального маневрирования;
задействовано на тушении пожара тракторов, бульдозеров с насадками, плугами и т.п.;
задействовано на тушении пожара бортовых автомобилей повышенной проходимости, вездеходов;
задействовано на тушении пожара пожарных автомобилей, МЛПК;
задействовано на тушении пожара прочей специализированной автотехники;
совершено прыжков с парашютом к месту пожара;
совершено спусков к месту пожара;
причины возникновения пожара;
причины непринятия мер по тушению пожара или неосмотру пожара;
дата и время начала тушения пожара;
дата и время локализации пожара;
дата и время ликвидации пожара.http://www.forestforum.ru/viewtopic.php?t=15768