06.11.2013
На днях в Москве, в шикарном отеле «Ритц-Карлтон», прошла пятая ежегодная конференция, посвященная антимонопольному регулированию в России. Атмосфера была благостной. Стоимость входного билета на конференцию за право выступить составляла более 26 тысяч рублей. Видимо, поэтому выступали в основном те, кто критиковать ФАС с трибуны за такие деньги не собирался. А задать вопросы после выступлений организаторы конференции никому не дали, сославшись на нехватку времени. Хотя вопросы у присутствующих были, причем их особенно за последнее время накопилось немало.
Это и понятно, ведь скоро предстоит принятие четвертого антимонопольного пакета. А от того, что в него войдет, зависит развитие не только ФАС, но и всего российского бизнеса. В том смысле, будет ли бизнес процветать, будет ли он уверен в сохранности своих бизнес-секретов, будет ли гарантия того, что никто не придет к бизнесменам «по заказу» конкурентов. А основания для опасений есть. И де¬ло не только в сомнительных задумках, которые заложены в проекте антимонопольщиков, но и в некоторых действиях сотрудников ФАС, которые они уже предпринимают, не дожидаясь принятия пакета.
Больше всего нареканий к действиям ФАС вызывают, как метко называют их в бизнес-среде, «рейды на рассвете». Так именуют способ выявления признаков нарушения антимонопольного законодательства — выездные внеплановые проверки, которые проводятся вне рамок возбужденного антимонопольного дела. Пока эта практика идет вразрез с нормами закона. Но ФАСовцы настаивают, что такое право и сейчас дает им «Закон о защите конкуренции».
В частности, заместитель главы ФАС Александр Кинев, обосновывая право проводить внеплановые проверки, в одном из писем ссылается на статью 25.1 Закона. Там действительно говорится о возможности внеплановых проверок. Но там не сказано, что внеплановые проверки разрешено проводить без возбуждения антимонопольных дел. Восхваляемая им в новой книге «От спичек до соли», которую Кинев рекламировал на конференции, методика проведения «рейдов на рассвете» якобы и дала возможность раскрыть крупные картели.
По сути, конкурентам достаточно написать донос на успешную фирму, и сотрудники ФАС уже тут как тут, проводят выемки, копируют файлы, в которых может содержаться как коммерческая, так и гостайна. При этом надо отметить, что ФАС не обладает ни функциями оперативно-розыскной деятельности, ни правом проводить обыски. Но фактически, приходя с проверкой в тот или иной офис, ФАС именно этим и занимается. При этом, надо заметить, если МВД или ФСБ может делать то же самое только с санкции суда и при наличии возбужденных дел, то ФАС не утруждает себя такими мелочами.
Один из характерных примеров подобной практики — внеплановые проверки без возбуждения дела участников рынка каустической соды, которые сотрудники ФАС провели на основании электронных писем. Группа компаний «Галополимер» подала на ФАС в суд, заявляя, что оснований для проверок не было. Сотрудники же ФАС в качестве повода ссылаются на анонимные письма. Главное — есть повод прийти, причем без возбуждения антимонопольного дела, а в ходе проверки обязательно что-нибудь да найдется.
Бизнесмены знают, что проводить проверки до возбуждения дела — это обычная практика ФАС, да и в самой службе этого не скрывают, ссылаясь на Закон о конкуренции и ведомственные методические рекомендации. Более того, ФАС добивается расширения такой практики для себя.
Выступая на конференции, Артемьев показал слайд, пропагандирующий введение так называемых «институтов предупреждения и пресечения», действующих до возбуждения антимонопольного дела. И при этом на конференции не нашлось никого, кто напомнил бы ему о «презумпции невиновности».
Антимонопольное дело не стоит рассматривать с позиции уголовно-процессуального права: раз возбуждено антимонопольное дело, значит — виновен. Это абсолютно неверный подход. В законе «О защите конкуренции» не случайно предусмотрено, что только с момента возбуждения дела лица, участвующие в деле о нарушении антимонопольного законодательства, приобретают права, установленные статьей 43 Закона, в частности право знакомиться с материалами дела, представлять доказательства и знакомиться с доказательствами и т.п. А если дела нет, то и прав у предпринимателя нет. То есть с помощью таких предупреждений, обвинение по которым отнесено исключительно на усмотрение представителей антимонопольного органа и выведено из-под контроля суда, фактически легализовывается право на произвол?
В книге «От спичек до соли», методика проведения «рейдов на рассвете» была разработана на фоне «отсутствия на тот момент соответствующей нормативно-правовой базы», что является ни чем иным, как присвоением властных полномочий.
Как считают специалисты, когда речь идет о выявлении признаков нарушения, то есть об их поиске, то все внезапные выездные контрольные мероприятия есть ни что иное, как несанкционированный ОБЫСК. В ходе таких «рейдов», может копироваться и выкачиваться с компьютеров вся информация. А где гарантия, что это не делается по заказу конкурентов? Такой гарантии нет.
Закон о конкуренции предоставляет право антимонопольщикам копировать файлы с секретами в рамках проверок. Но проверки должны проводиться только после возбуждения дел и только людьми, имеющими соответствующий допуск секретности. В соответствии же с существующей практикой гостайны могут стать жертвой конкурентной борьбы или даже промышленного шпионажа. Сейчас никакого действенного механизма защиты их нет. Не предусмотрено и в новом антимонопольном пакете.
Вот такие получаются «спички»...
Владимир Петров
По материалам:
Российская Федерация