04.10.2013 1 октября 2013 года самый успешный электромобиль современности Tesla Model S наехал на «металлическую штуковину», валявшуюся на обычной американской дороге, и загорелся. Да так, что тушили его несколько часов, и без циркулярной пилы ничего не получилось бы.
И это новость?! «Машина въехала в металл и... загорелась. А что, она должна была покрыться лепестками розы?..» Как подсказывает нам Капитан, в США в 2011, к примеру, году, автомобили горели 187 тысяч раз, в основном в итоге ДТП. Один пожар на 1 738 железных коней. Однако же «тесломобилей» сейчас почти 20 тыс., и этот пожар — первый, что как бы намекает: вероятность такого события для электромобилей завода г-на Маска на порядок меньше, чем у тех бензовозиков с ДВС, на которых передвигаемся мы с вами. Так что же, завтра ждать «новостей» о том, что Tesla Model S «чихнула»?
Нет, подождите жать на Ctrl+F4, рано. Кроме шуток, акции Tesla Motors после этой новости упали на 4,5%. С учётом того что капитализация компании на момент событий была примерно $20 млрд, пожар стоил в прямом смысле миллиард долларов.
В чём дело, понятно: во-первых, акции Tesla переоценены за счёт нечеловеческого имиджевого компонента по имени Харизма Элона Маска. Поэтому их могут уронить даже слухи о планировании китайцами к XXIX веку захвата Альфы Центавра: когда рынки нервничают (благо все разумные существа, в принципе, догадываются, что акции автокомпании не могут стоить по миллиону долларов на один выпущенный автомобиль), причина для сброса ценных бумаг не нужна, а нужен повод. К примеру, банальное ДТП. Во-вторых, проектировщики конкретно Tesla Model S хорошо постарались: это самый безопасный автомобиль, и даже среди роскошных седанов он выделяется предельно низкими повреждениями при столкновениях; шанс уцелеть в нём действительно выше, чем в любом другом автомобиле, который можно купить за деньги. От этого имиджа сверхбезопасной машины она же теперь и страдает: тёмные пятна на Солнце вызывают больший интерес, чем на полу котельной, где топят углём.
Но оставим поклонникам мамоны их малопонятные ритуалы: несуществующая стоимость, меняемая на реальные деньги, всё равно относится скорее к религии, нежели к умопостигаемым явлениям. И не будем уподобляться тем, кто кричит, что Apple делает худшие в мире смартфоны по соотношению «цена — качество» (вар. Tesla — самые небезопасные автомобили). Нас интересуют факты: литиевые батареи в переднем багажнике (моторы у Model S не там) горели. Другой факт состоит в том, что проектировщики разместили аккумуляторы предельно низко, и значительная их часть находится под полом пассажирского отделения этой модели. Нет, огонь туда не попал: удар о железку пришёлся спереди, там и полыхало. Но в теории наезд на такой электромобиль фуры или инкассаторской машины сбоку-сзади может инициировать пожар в том числе под полом пассажирского отсека. И не кричите, что пассажиру уже всё равно, так как хоронить в любом случае будет нечего. Действительно, фактор риска реален, и хорошо бы узнать, насколько он велик.
Tesla Motors уверяет: последствия любого подобного возгорания будут ограничены, потому что между батареями есть противопожарные перегородки. Увы, их конструкция и спецификации не раскрываются, что заставляет нас либо верить на слово, либо...
Вспомним ещё об одной печальной детали. Тушение литиевых батарей в очередной раз оказалось непростым делом. Пожарные думали залить всё водой. Им даже показалось, что это получилось, но огонь вспыхнул снова. Как ни удивительно, с технической точки зрения столь неновое явление до сих пор не имеет (в случае литиевых аккумуляторов) однозначного объяснения. Все согласны, что основным горящим компонентом является жидкий электролит. Но часть специалистов считает, что даже без воздуха в батарее достаточно окислителей, чтобы поддерживать огонь, пусть и не так бодро: электроды батареи при нагреве, уверены эксперты, поставляют кислород, не давая окончательно остановить горение при тушении. Следовательно, тушить вообще не стоит: пожарным надо лишь изолировать место от других машин и не давать огню распространяться, ожидая, пока всё, что может сгореть, сгорит само.
Но есть также исследование, которое утверждает, что это не так. И потушить литиевый аккумулятор можно, ибо скорость выделения кислорода из электродов мала, а горение отравляется самими продуктами сгорания, коим трудно быстро эвакуироваться из батареи. Но после тушения компоненты батареи всё ещё горячи, и электролит из них испаряется. Как только пожарные отключат воду (или пенные огнетушители, которые в этом случае были эффективнее), кислород воздуха снова может получить доступ к этим парам, и это вызовет повторное возгорание.
Подобные возгорания явственно указывают на необходимость новых экспериментов в этой области и более чёткого понимания того, как они развиваются и что нужно предпринимать. Не избежать этого пути и России: развитие накопителей энергии рано или поздно приведёт электромобили в нашу страну, сегодня безучастно взирающую на взлёт технологии из кювета.
В отношении же конкретно Model S можно посоветовать тщательно проанализировать последствия наездов машины на крупные куски металла: не могут ли они вызвать горения батарей под полом? Не стоит забывать и о детальном расследовании причин возгорания в данном конкретном случае. Конечно, в целом остаётся ощущение, что пока серьёзного повода для беспокойства нет, но будущее непредсказуемо, как ситуация на дорогах, так что перестраховаться не помешает. Хотя, учитывая реакцию этого производителя, мы наверняка узнаем ответ на этот вопрос в ближайшие дни.
Подготовлено по материалам Technology Review.http://compulenta.computerra.ru/tehnika/transport/10009331/