22.08.2013 Публикация в "Независимой газете" о том, что министр обороны Сергей Шойгу обратился президенту РФ Владимиру Путину с предложением подчинить военному ведомству министерство по чрезвычайным ситуациям, вызвала широкий резонанс.
Перспектива создания монстра совмещающего в себе и военное ведомство и МЧС, действительно, впечатлила многих.
В Минобороны эту информацию опровергли, однако как-то не убедительно. Причем опровергал ее не Шойгу или какое-то другое официальное лицо, а некий аноним из пресс-службы ведомства.
Эксперты, опрошенные корреспондентом "Росбалта" по-разному отнеслись к возможности объединения МО и МЧС.
Политолог Алексей Макаркин заявил "Росбалту", что считает эту идею персональной инициативой Сергея Шойгу.
В этой связи он напомнил, что, будучи главой МЧС, Шойгу "по максимуму отстаивал независимость своего министерства". Теперь же, став министром обороны, он уверяет, что может успешно совмещать управление обоими ведомствами, отмечает Макаркин.
По мнению эксперта, это вообще довольно типично для России, когда приоритет отдается не институтам, а тому или иному человеку.
Политолог уверен, что если подобное объединение произойдет, то "это очень усилит позиции Сергея Шойгу, поскольку в его руках увеличится количество ресурсов, возрастет финансирование".
В то же время Макаркин считает, что Шойгу, даже в случае такого слияния, не станет самостоятельным политиком.
"Он всегда был ориентирован на власть, на Кремль, он сильный аппаратный игрок, но никогда не играл, и вряд ли будет играть в самостоятельные политические игры. Для этого Шойгу слишком опытен и слишком осторожен", — убежден эксперт.
Что касается военно-организационного аспекта этой проблемы, то генерал-майор в отставке, член Совета по внешней и оборонной политике Павел Золотарев считает, что частичное воплощение подобных планов было бы совсем не лишним. По его мнению, руководство России могло бы рассмотреть возможность объединения Минобороны не со всем МЧС, а с входящими сегодня в состав чрезвычайного ведомства подразделениями Гражданской обороны. "Этот вариант заслуживает изучения", — отметил генерал. Идею же полного объединения Минобороны и всего МЧС Золотарев назвал "белибердой".
Кроме этого, по мнению Золотарева, стоило бы также рассмотреть вопрос и о присоединении к Минобороны внутренних войск МВД.
"В советские времена и в операциях по ликвидации стихийных бедствий, и в локальных внутренних конфликтах армия и внутренние войска действовали вместе. Начальник в таких операциях был один — военный. Это был или Генеральный штаб, или, если вопрос был регионального масштаба — командующий военным округом, которому подчинялись все силовые структуры. И сейчас тоже стоило бы действовать вместе", — отметил генерал.
Объединение армии со службами, специализирующимися на ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций — общеевропейская тенденция, однако России надо взвесить все "за" и "против" такого объединения. Так отреагировал на просьбу "Росбалта" прокомментировать сообщения СМИ о возможном подчинении МЧС министерству обороны заместитель директора института политического и военного анализа Александр Храмчихин.
По его словам, было бы, например, странным подчинить МО всю пожарную службу.
В то же время, Храмчихин отметил, что если объединение МО и МЧС "все-таки случится, то произойдет колоссальное усиление позиций Сергея Шойгу".
"Если ему это разрешат, то это наведет на многие мысли", — отметил эксперт.
С другой стороны, такое объединение было бы в духе мировых тенденций в этой сфере, считает Храмчихин.
"В странах Запада очень четко просматривается тенденция превращения вооруженных сил в такой вариант МЧС. Вооруженным силам все больше передаются именно эти функции. Причем, прямо скажем, в ущерб естественным функциям ВС", — отмечает Храмчихин.
По его мнению, "это проблемы европейцев, но нам надо иметь в виду их опыт в этой сфере, чтобы не повторять чужих ошибок".http://www.rosbalt.ru/main/2013/08/22/1167234.html