21.08.2013
Необычный судебный процесс начался в Москве. Нечасто бывает, что по разные стороны баррикад оказываются люди, представляющие государственные интересы.
Но именно так получилось на заседании суда, где по одну сторону сидел представитель МЧС, по другую - чиновник Федеральной антимонопольной службы. Яблоко раздора - уникальная, не имеющая аналогов в мире новая система противопожарного мониторинга "Стрелец".
МЧС стало ее разрабатывать с 2007 года по поручению президента и в соответствии с решением Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.
Губительные пожары, особенно в домах престарелых, выявили тогда ряд серьезных проблем. Сигнал о пожаре поступал на пульт МЧС не мгновенно, а с большим опозданием по причине позднего вызова пожарных по телефону.
Cложнейшую научно-техническую задачу решили за несколько лет на бывшем предприятии оборонной отрасли Санкт-Петербурга и в ВНИИПО МЧС. Причем система "Стрелец" оказалась настолько инновационной, что в 2010 году тогдашний глава ведомства Сергей Шойгу не без гордости докладывал о выполнении поручения президенту и главе правительства.
Было принято решение начать установку новой противопожарной системы в медицинских и образовательных учреждениях.
Совсем недавно "Стрелец" был едва ли не главным экспонатом стенда МЧС на международной выставке "Комплексная безопасность". "РГ" подробно писала тогда об
успехе изобретения.
Официально "Стрелец" - это система мониторинга, обработки и передачи данных о возгорании, динамике развития пожаров в сложных зданиях и сооружениях с массовым пребыванием людей.
Здесь особенно важно то, что система беспроводная. Ведь у обычной пожарной сигнализации огонь чаще всего быстро уничтожает проводку пожарной сигнализации и сигнал о беде не доходит. "Стрелец" по сути своей - умный маршрутизатор, который сам находит кратчайший путь от очага пожара до пульта МЧС. С его помощью пожарные, находясь за многие километры, могут мгновенно видеть не только где и что случилось, но и определить, в каком именно помещении здания что загорелось и насколько опасно произошедшее. Был случай, когда пожарные приехали по автоматическому вызову в здание и сами оповестили его охрану на входе, которая еще ничего не знала о грозившей опасности, поскольку не успела почувствовать запаха дыма.
В больницах и домах престарелых сигнал бедствия одновременно с пультом дежурного МЧС может поступать и непосредственно к больным. Для этого системой предусмотрен специальный индивидуальный браслет, который надевается на руку пациента и при необходимости подает ему вибро- и звуковой сигнал.
Если же инвалид или больной после сигнала остается недвижимым, то браслет подает уже сигнал спасателям, что там-то и там-то находится человек, который ждет помощи.
Второй немаловажной задачей "Стрельца" является отслеживание технического состояния пожарной сигнализации. Ведь помимо сигнала "пожар", который приходит на пульт диспетчера "01", есть возможность получать сигнал "неисправность". "Стрелец" сам без присутствия человека контролирует исправность сигнализации во всех объектах, которые к нему подключены.
Но вот как только российское спасательное ведомство начало внедрять систему "Стрелец", к разработчику и единственному ее изготовителю с внеплановой выездной проверкой пожаловали сотрудники ФАС.
Предметом проверки значилось соблюдение требований антимонопольного законодательства "О защите конкуренции".
В МЧС и не скрывают, что, являясь разработчиками "Стрельца", оно контролирует соблюдение требований всех его технических характеристик как его производителями, так и эксплуатирующими организациями.
Поскольку сами эту систему и изобрели, использование новой системы "Стрелец", считают спасатели, касается интеллектуальной собственности МЧС России, а это государственные, а не частные интересы. Да и внедрять систему поручило государство.
В общем, разработчики "Стрельца" подали на ФАС в суд, требуя признать проверку незаконной. Они также оспорили в Высшем арбитражном суде право антимонопольного органа организовывать выездные внеплановые проверки без возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства. Заявление принято к производству.
Кстати
Согласно техрегламенту нормативы обязывают пожарных прибывать на место возгорания в течение 10 минут. Но эти сроки действуют по городу. В сельской местности время прибытия составляет 20 минут.
Выехать из гаража пожарные обязаны через 1 минуту после получения сигнала бедствия. Эти нормативы, как правило, выполняются даже в больших городах, несмотря на пробки. Проблемными оставались самые первые минуты, в которые огонь еще не разгорелся. Надо было сократить время от возгорания и до получения первого сигнала о нем. Это то время, пока свидетели искали телефон позвонить.
http://www.rg.ru/2013/08/20/mchs.html