25.07.2013 Есть люди, которые не имеют права на ошибку. Часто так говорят о врачах, однако есть еще профессии не менее ответственные, работники которых также не имеют права на ошибку, не имеют права даже на секундное промедление, ведь их оплошность может стоить кому-то жизни. Речь идет о работниках пожарной службы — профессии почетной, смелой, но и крайне опасной. На днях пожарные Тувы отметили свой профессиональный праздник — 87 лет со дня основания пожарной службы РТ. Хороший повод, чтобы рассказать о людях, рискующих жизнью почти что каждый день.
Накануне мы побывали в одной из пожарных частей республики — 22-ой, дислоцирующейся в здании Управления МЧС РФ по РТ на Магистральной. Без преувеличения: режим здесь по армейскому железный. Даже, быть может, суровее. Как пояснил один из работников этой части — пожарный должен быть всегда начеку.
Начальник первого караула этой ПЧ Алдын-оол Куулар рассказывает, что рабочий день пожарного начинается с развода, в котором участвуют две смены — заступающая на дежурство и та, которая уже отдежурила.
На разводе начальник сменяемого караула докладывает начальнику пожарной части о том, сколько вызовов поступило в пожарную часть за минувшие сутки, сколько единиц техники было задействовано при тушении и т. д.
Кстати, о технике. В этой пожарной части наличествует новая модификация пожарной машины на базе «КамАЗа» — «Розенбаум», над которой трудились российские и немецкие специалисты. Отличительной чертой новинки инженерной мысли является ее электронная начинка — компьютерное управление. Любые команды: подача воды, пены, напор струи простыми «кликами» вводятся в интерфейс компьютера. Пожарные с гордостью поясняют, что машин таких по всей стране не так уж много. «Розенбаум» соответствует всем современным стандартам и требованиям времени. Разумеется, это не значит, что старенькие «пожарки» на базе «ЗИЛа» морально устарели.
В отличие от «Розенбаумов», у которых объем емкости для хранения жидких огнетушащих веществ составляет 3,2 тонны, у пожарной машины на базе «ЗИЛа», объем аналогичной емкости составляет 8 тонн. Изрядная разница. Однако, нужно понимать, что применение «Розенбаума» значительно шире. Он оснащен набором аварийно–спасательных инструментов, различными насадками на рукава пожарных шлангов, что делает его универсальной спасательной машиной. Да и все оборудование в нем размещено продуманно и очень удобно, что значительно сокращает время на подготовку к тушению пожара.
Кстати, о времени. После того, как диспетчер принимает вызов, команда должна выехать не более чем через 50 секунд. То есть меньше минуты дается на то, чтобы услышав рев сирены, на ходу получая информацию от диспетчера, успеть облачиться в спецкостюм, одеть ранец с баллоном дыхательной смеси и почти на ходу запрыгнуть в отъезжающую машину. Без специальной сноровки сделать это просто невозможно. Благо, что регулярными тренировками все эти действия огнеборцев доведены до автоматизма.
О работе диспетчера стоит рассказать отдельно. По словам дежурившего в тот день прапорщика внутренней службы Оксаны Федотовой, работа диспетчера крайне ответственна, оставить свой пост никак нельзя, ведь вызов может поступить в любую секунду.
— Помню свой первый день дежурства,— вспоминает она. — Было немного боязно, очень сильно волновалась от каждого звонка.
Поскольку пожарный должен быть всегда начеку, он обязан регулярно повышать свой уровень квалификации. Речь не идет только лишь о курсах повышения квалификации, но и о регулярном обучении. Каждое утро, если не поступают вызовы, пожарные садятся за парту и слушают лекции о пожарном деле. Это очень важно. Еще важнее практические тренировки. Во дворе здания пожарной части есть специальный полигон, с полосой препятствий, где пожарные отрабатывают полученные знания на практике, тренируются.
Диву даешься, как огнеборцы лихо, словно кошки, карабкаются по лестнице в тяжелых спецкостюмах, с баллонами дыхательной смеси за спиной и пожарными шлангами через плечо. Все это — результат тренированности. Если в других профессиях непрофессионализм работника может стоить ему должности или карьеры, то здесь на кону стоит жизнь. Своя и попавшего в беду человека.
Старший пожарный ПЧ-22, старший сержант Александр Маров рассказывает, что пришел в пожарную службу сразу после армии.
— Это профессия всегда была и будет нужна людям, — считает он. — Первый свой вызов помню до сих пор. Но волнение до сих пор сохраняется, когда еду на вызов, несмотря на то, что в деле далеко не первый год.
— Никогда не знаешь точно, что ждет тебя по прибытии, — рассказывает он. — Первое, что делаем по прибытии, это узнаем — есть ли в доме люди, и в первую очередь спасаем их, а уж потом начинаем тушить пожар.
В тот день, когда мы посетили пожарную часть, в 12.59 в диспетчерский пункт части поступил вызов: на ул. Радужной горел сарай, по прибытии на место пожарные поняли, что пламя может перекинуться на сопредельные здания. Но, к с счастью, этого не произошло. Именно благодаря оперативности наших пожарных уже в 13.15 пламя было полностью ликвидировано. Никто не пострадал.http://www.tuvaonline.ru/2013/07/25/87-let-nazad-sozdana-pozharnaya-sluzhba-v-tuve.html