19.06.2013 Российские СМИ сейчас много пишут о действующих в разных регионах страны лесных пожарах, и у далекого от лесного хозяйства человека может сложиться впечатление, что леса стали гореть чаще и сильнее, чем в прошлые годы. На самом деле это не так, по крайней мере пока: леса горят меньше, чем в 2010-2013 годах, но официальная информация о лесных пожарах стала гораздо более правдивой, и поэтому кажется, что пожаров стало больше.
Отчасти пожаров стало меньше именно потому, что официальная информация о них стала более правдивой и своевременной. В прошлые годы основным способом "борьбы с пожарами", особенно в малонаселенных и многолесных районах страны, было сокрытие данных о них: площади пожаров занижались в разы, а по некоторым регионам и в десятки раз. Благодаря тотальной лесопожарной лжи ситуация казалась относительно благополучной; однако, эта ложь позволяла многим региональным и федеральным чиновникам не принимать своевременных и достаточных мер по борьбе с пожарами, чем способствовала возникновению и развитию пожарных катастроф. Именно ложь стала одной из главных причин пожарной катастрофы в лесах Европейско-Уральской России в 2010 году: первые очень крупные пожары в Средней полосе возникли в первой половине мая, а большие дополнительные силы на борьбу с огнем были брошены лишь в конце июля и августе, после гибели многих людей и населенных пунктов. Примерно таким же образом развивались катастрофические пожары на Дальнем Востоке, в Сибири и на Европейском Севере в 2011-2012 г.г. В 2013 году, после официального признания масштабов лесопожарной лжи Президентом и организации контроля за достоверностью данных о лесных пожарах со стороны Минприроды и Рослесхоза, многократное занижение данных о площадях пожаров стало практически бессмысленным. Те чиновники, которые в прошлом легко и безнаказанно скрывали реальные масштабы пожаров, теперь вынуждены принимать хоть какие-то меры по организации борьбы с ними. К сожалению, искоренить лесопожарную ложь полностью пока не получается, но ее масштабы по сравнению с прошлыми годами радикально сократились.
Вот пример Республики Саха (Якутия) - самого горящего по состоянию на начало третьей декады июня региона в России как сейчас, так и в прошлом году. Официальные данные за 2012 и 2013 годы разительно отличаются друг от друга: если сравнивать их, получается, что площадь лесных пожаров, действовавших в Якутии 18 июня 2013 года, примерно в пятьдесят раз превысила аналогичный показатель прошлого года. К сожалению, детальная официальная информация о лесных пожарах прошлого года в разрезе субъектов РФ и конкретных дат отсутствует, но есть публикация в официальном правительственном издании - Российской газете - о лесных пожарах в Якутии. Цитата из Российской газеты от 18 июня 2012 года (ссылка):
"По информации республиканского департамента по лесным отношениям, в воскресенье удалось ликвидировать три очага возгорания на площади 220 гектаров. Но еще семь лесных пожаров бушуют более чем на тысяче гектаров... С начала пожароопасного сезона на территории республики зарегистрировано 127 очагов на общей площади 11,3 тысячи гектаров".
А вот свежие официальные данные о положении дел в Якутии на ту же дату, но в 2013 году (ссылка):
"Наибольшая горимость отмечается в следующих субъектах Уральского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов: ... в Республике Саха (Якутия) - действует 17 лесных пожаров на площади 52 054 га".
Теперь сравним объективные данные за те же даты - 18 июня 2012 и 2013 г.г. Вот так выглядят схемы расположения основных очагов лесных пожаров за соответствующие сутки по данным пожарной информационной системы FIRMS:
http://www.forestforum.ru/viewtopic.php?t=15042
Разница в задымлении региона также видна невооруженным глазом: в 2012 году значительная часть Якутии была затянута густым дымом от лесных пожаров, при этом задымленность Якутска и соседних районов мало зависела от направления ветра, так как крупные и дымные очаги пожаров были практически повсюду. В 2013 году крупные очаги лесных пожаров есть, но они расположены только в двух соседних районах, их намного меньше, чем год назад, и поэтому уровень задымленности также несравнимо ниже, чем год назад.
Гринпис России на протяжении многих лет добивался искоренения тотальной лесопожарной лжи - практики массового сокрытия и искажения данных о масштабах лесных пожаров. В 2013 году впервые что-то начало меняться: проблема лесопожарной лжи была официально признана руководством страны и профильных ведомств, врать о пожарах стали заметно меньше. Но это еще не конец: во-первых, официальная статистика по лесным пожарам все еще далеко не идеальна, и во-вторых, ложь может вернуться и даже усилиться, если оставить дальнейшее развитие ситуации без постоянного внимания.http://www.forestforum.ru/viewtopic.php?t=15042