28.05.2013 Во многих европейских странах и в США добровольчество является частью национальной культуры. Участие рядовых граждан в свободное от работы или учебы время в социально-полезной деятельности на безвозмездной основе - распространенное явление.
При этом деятельность волонтеров урегулирована, как правило, на уровне муниципальных правовых актов.
В России добровольческая деятельность осуществляется более чем по 20 направлениям, но только по одному из них - пожарному добровольчеству - имеется самостоятельный Федеральный закон от 6 мая 2011 г. № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране».
Заслуга Федерального закона «О добровольной пожарной охране» состоит в том, что было создано правовое поле для развития добровольной пожарной охраны (ДПО), определена организационно-правовая форма добровольной пожарной охраны в виде социально-ориентированных некоммерческих организаций, закреплены полномочия органов власти различных уровней по оказанию поддержки ДПО, установлены особенности правового статуса добровольного пожарного.
Добровольная пожарная охрана призвана оказывать помощь профессиональной пожарной охране в борьбе с огнем.
В настоящее время в каждом субъекте Российской Федерации созданы общественные учреждения пожарной охраны, которые объединяют граждан, желающих участвовать на добровольных началах в обеспечении пожарной безопасности.
К концу апреля на территории России было создано 33 753 общественных объединения пожарной охраны. Численность личного состава данных объединений составляет 895 164 человека.
Обучение в пожарных частях, отрядах, учебных пунктах, центрах ФПС прошли 690 035 человек. Застраховано более 277 тысяч добровольцев.
В 5 547 подразделениях пожарной охраны организовано круглосуточное дежурство 44 116 добровольцев, из них на дежурстве ежесуточно находятся 11 029 добровольцев.
Кроме того, в настоящее время 758 подразделений Государственной противопожарной службы почти в 30 субъектах России усилены добровольцами. В случае возникновения пожара вместе с профессионалами в борьбу с огнем вступают более 6 тысяч добровольцев. Более 457 тысяч добровольцев занимаются пожарно-профилактической работой.
По состоянию на конец апреля подразделениями добровольной пожарной охраны в 2013 году самостоятельно потушено 675 пожаров и принято участие в тушении 4 208 пожаров в качестве дополнительных сил. Подразделениями ДПО спасен 181 человек.
Территориальными подразделениями добровольной пожарной охраны прикрыты 31 926 населенных пунктов общей численностью населения 11 589 785 человек; объектовые подразделения добровольной пожарной охраны созданы в 20 390 организациях.
МЧС России уделяет большое внимание вопросам технического оснащения добровольных команд. Поскольку закупка пожарной техники требует значительных затрат, чрезвычайное ведомство оказывает добровольцам помощь в техническом оснащении.
Для оснащения подразделений ДПО Минобороны и МЧС России передали в собственность субъектов Российской Федерации свыше 2880 единиц авторазливочных станций АРС-14 и АРС-15, из них около 1680 автомобилей переоборудованы в специализированные машины для тушения пожаров.
На вооружении подразделений ДПО находится 21374 единицы техники, в том числе более 5200 пожарных автомобилей, более 6500 единиц приспособленной для пожаротушения техники и свыше 7900 пожарных мотопомп.
В целях реализации Федерального закона «О добровольной пожарной охране» в 82-х субъектах Российской Федерации приняты законодательные и иные нормативные правовые акты, направленные на развитие добровольной пожарной охраны, в том числе установление гарантий правовой и социальной защиты работникам ДПО и добровольным пожарным.
В зависимости от бюджетной обеспеченности, численности группировки ДПО в том или ином субъекте, общей оперативной обстановки в области пожарной безопасности набор этих льгот в различных регионах отличается.
К наиболее распространенным льготам, установленным добровольным пожарным, относятся налоговые льготы, в том числе по транспортному, земельному, имущественному налогам, выплата единовременного денежного поощрения за образцовое исполнение обязанностей добровольного пожарного, страхование, внеконкурсное поступление в пожарно-технические образовательные учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации и другие.
Кроме того, в региональных целевых программах предусматриваются финансовые средства на материально-техническое обеспечение деятельности добровольной пожарной охраны, в том числе на приобретение и содержание пожарной техники и пожарно-технического вооружения, обеспечение добровольцев боевой одеждой и снаряжением, а также их обучение, страхование и медицинское освидетельствование.
Вместе с тем, в отдельных субъектах Российской Федерации социальный пакет у добровольных пожарных достаточно скромный. Поэтому необходимо продолжать работу по установлению льгот добровольцам на всех уровнях власти.
За 2 года, прошедшие с момента принятия закона, накоплен определенный опыт в реализации данного ФЗ, выявлены основные тенденции в развитии добровольной пожарной охраны, выстроена соответствующая политика МЧС России и осмыслены основные проблемы, которые сдерживают развитие ДПО.
Все это позволяет сделать определенные выводы и сформулировать предложения по дальнейшему совершенствованию законодательства в данном направлении.
В 2013 году предусмотрена подготовка проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О добровольной пожарной охране».
В основу законопроекта войдут предложения территориальных органов МЧС России, подготовленные на основе практики реализации Федерального закона «О добровольной пожарной охране».
Предлагаемые изменения будут направлены на усиление социальной защиты добровольных пожарных и работников добровольной пожарной охраны, упрощение процедуры создания ДПО и совершенствование ее деятельности.
Материал взят с портала МЧС Медиа - сайт ФГБУ Объединенная редакция МЧС Россииhttp://www.mchsmedia.ru/focus/51540