01.05.2013 В ближайшие дни (в первую неделю мая 2013 года) на Дальнем Востоке возможны катастрофические пожары, требующие введения режима ЧС межрегионального характера. В Амурской области ситуация уже требует введения ЧС регионального характера, в Хабаровском крае и Республике Саха (Якутия) события развиваются в том же направлении - а введение ЧС регионального уровня в двух и более регионах одного федерального округа, согласно постановлению Правительства РФ от 17 мая 2011 г. № 376, требует введения ЧС межрегионального характера.
В дальнейшем, с ухудшением ситуации с лесными пожарами в других субъектах РФ, может потребоваться введение ЧС федерального характера - а это, согласно действующему законодательству, должно принципиально изменить подход к финансированию тушения пожаров и к выделению на эти цели дополнительных сил и средств. Согласно федеральному закону "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", защиту населения и территорий от ЧС федерального характера, а также создание федеральных резервов финансовых и материальных ресурсов для их ликвидации, обеспечивает Правительство Российской Федерации. Иными словами, лесопожарные ЧС федерального характера должны ликвидироваться не за счет скудных средств лесных субвенций или региональных бюджетов, а за счет федеральных резервов и федерального же бюджета. Теоретически то же самое должно относиться и к ликвидации ЧС межрегионального характера, но пробелы и внутренние противоречия в федеральном законодательстве делают ситуацию с межрегиональными ЧС неоднозначной.
Согласно вышеупомянутому постановлению Правительства РФ, ЧС регионального характера в связи с лесными пожарами должна вводиться в том случае, если в субъекте Российской Федерации по состоянию на конкретную дату как минимум два показателя из четырех (количество пожаров на миллион гектаров земель лесного фонда, доля крупных лесных пожаров, средняя площадь одного пожара, и доля площади земель лесного фонда, пройденная пожарами) превысят средние значения за предыдущие пять в полтора раза и более. ЧС межрегионального характера в связи с лесными пожарами должна вводиться в том случае, если ЧС регионального уровня введена в двух и более субъектах Российской Федерации; ЧС федерального характера вводится в том случае, если ЧС межрегионального характера введена в двух и более федеральных округах.
При этом под "средними значениями за пять лет" понимаются не реальные средние значения перечисленных выше показателей, а установленные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти средние значения, основывающиеся на официальной отчетности. Эти средние значения за пять предыдущих лет для использования в 2013 году опубликованы на официальном сайте ФБУ "Авиалесоохрана" (ссылка).
В связи с тем, что официальные данные о лесных пожарах за прошлые годы, а значит - и основывающиеся на них "средние значения", представляют собой откровенную "липу" (теперь это официально признано даже Президентом РФ Путиным), использовать эти данные для определения реальной необходимости введения ЧС затруднительно. Тем не менее, других данных пока нет, а действующее законодательство требует при решении о введении ЧС регионального и более высокого уровней опираться именно на эти данные.
Если в лесах возникает ЧС регионального характера, решение о введении режима ЧС принимает руководитель органа исполнительной власти соответствующего субъекта РФ (губернатор) на основе информации от уполномоченных региональных органов власти. Если в лесах возникает ЧС межрегионального или федерального характера, решение о введении режима ЧС принимает Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (председателем которой является министр МЧС) на основании информации от Федерального агентства лесного хозяйства.
Как в реальности поступят эти должностные лица с введением ЧС в связи с лесными пожарами - пока непонятно. Есть три возможных пути развития событий:
первый, наиболее вероятный - катастрофические пожары снова попытаются скрыть, а в официальных сводках указать те масштабы пожаров, которые позволяют не вводить ЧС высоких уровней и не беспокоить лесопожарными проблемами высокое федеральное начальство;
второй, весьма возможный - катастрофические пожары в той или иной степени отразят в официальных сводках, но ЧС соответствующего уровня вводить не будут, свалив, таким образом, всю ответственность за ситуацию на региональные власти, органы управления лесами, пожарную охрану и местное самоуправление;
третий, самый маловероятный - катастрофические пожары будут в полной мере отражены в официальной отчетности, ЧС подобающего уровня (характера) будут введены, а мобилизация дополнительных сил и средств на ликвидацию лесопожарных ЧС будет производиться за счет федерального бюджета.
Особо следует отметить, что главной и почти единственной причиной лесных пожаров на Дальнем Востоке являются палы сухой травянистой растительности - как стихийные, так и "контролируемые", проводимые различными государственными и муниципальными организациями вместо реальных мер по обеспечению пожарной безопасности.
Вот характерный пример того, как местные власти организуют "профилактические контролируемые выжигания": рабочий тащит по обочине дороги горящий кусок автомобильной покрышки, вызывая пал сухой травы и тростника в придорожной полосе - дальнейшее распространение этого пала, разумеется, вообще никто не контролирует:Источник: газета "Свободный" (г. Свободный Амурской области).http://www.forestforum.ru/viewtopic.php?t=14701