20.04.2013 Увольнение бывшего руководителя Рослесхоза В.Н.Маслякова и назначение В.А.Лебедева на "совмещенную" должность заместителя министра Минприроды России - руководителя Рослесхоза коренным образом меняет расклад сил в системе государственного управления лесами, по крайней мере - на федеральном уровне. До этого кадрового решения Минприроды и Рослесхоз фактически находились в состоянии необъявленной "холодной войны", очевидно мешавшей принятию сколько-нибудь конструктивных решений. Назначение одного руководителя фактически превращает Минприроды и Рослесхоз в единую федеральную структуру, отвечающую за леса, и дает возможность принятия и выполнения тех решений, которые были невозможны в условиях межведомственной "холодной войны".
Это не значит, что Минприроды и Рослесхоз в своей новой конфигурации могут волшебным образом быстро навести порядок в лесном хозяйстве и в ближайшем будущем привести его к процветанию. Они в любом случае будут вынуждены действовать в рамках очень жестких внешних ограничений, не зависящих или очень мало зависящих от Минприроды и Рослесхоза. Во-первых, в ближайшем будущем никуда не денется Лесной кодекс 2006 года, принципиально не позволяющий лесному хозяйству быть эффективной и экономически самодостаточной отраслью народного хозяйства. Во-вторых, работать придется в условиях чрезвычайной истощенности российских лесных ресурсов, делающей российский лесной сектор все менее конкурентоспособным на мировом уровне. В-третьих, решать проблемы лесного хозяйства придется на фоне общего обнищания страны и быстрого нарастания кризисных явлений в экономике в целом (то есть находить дополнительные деньги для решения лесных проблем с течением времени будет все труднее). В-четвертых, для выполнения многих важных дел в лесном хозяйстве может просто не хватить кадров: лесной сектор потерял слишком много опытных руководителей и специалистов в результате бестолковых реформ последних лет. В-пятых, многие важнейшие решения будут сталкиваться с ожесточенным противодействием со стороны других федеральных органов власти (Минфина, Минюста, Минэкономразвития, аппаратов Правительства, администрации Президента и т.д.), которые будут понимать ситуацию по-своему или не будут понимать вовсе. В-шестых, бестолково поделенные между Российской Федерацией и субъектами РФ лесные полномочия будут постоянным источником конфликтов между Минприроды, Рослесхозом и органами управления лесами в субъектах РФ. Этот перечень можно продолжать почти до бесконечности, но и так ясно - Минприроды и Рослесхозу в их новой конфигурации предстоит решать проблемы лесного хозяйства в беспрецедентно тяжелых условиях, не дающих шансов на быстрый и очевидный успех.
Тем не менее, даже в таких тяжелых условиях можно кое-что сделать для предотвращения или смягчения социально-экономических и природных катастроф, для удержания в лесном секторе квалифицированных сотрудников, для развития отдельных направлений и создания условий, способствующих восстановлению нормального лесного хозяйства в будущем. Сделать это будет очень трудно, а без опоры на остатки профессионального лесного сообщества - и вовсе невозможно. При этом рассчитывать на поддержку профессионального сообщества руководители Минприроды и Рослесхоза смогут лишь в том случае, если их первые шаги будут разумными и принесут сколько-нибудь осязаемые результаты. Поэтому от того, как сейчас (в ближайшие несколько месяцев) начнется работа новой структуры Минприроды-Рослесхоза, во многом зависит ее будущее - скорее всего, если начало окажется неуспешным, будущего у такой конфигурации органов управления лесами не окажется.
Надежда на то, что новая конфигурация Минприроды-Рослесхоза окажется намного эффективнее старой, и будет работать на пользу лесам и лесному хозяйству страны, есть. Но даже при самом лучшем развитии ситуации новому руководству этой структуры понадобится помощь - в первую очередь, идеи и советы по поводу того, что можно сделать для исправления ситуации. Даже если эти идеи и советы не будут исполнены сейчас, они пригодятся в будущем - поэтому усилия по их подготовке не пропадут даром. В связи с этим предлагаем здесь, в этой ветке Лесного форума, высказывать свои идеи, советы и пожелания по поводу того, на чем В.А.Лебедеву, его коллегам и сотрудникам стоит сосредоточить свои усилия в ближайшие месяцы. Известно, что многие руководители из Минприроды и Рослесхоза регулярно читают Лесной форум, так что эти советы точно дойдут до адресата (или адресатов) - а на всякий случай мы эти советы передадим им лично в руки.
Совет первый: высвободить дополнительные силы для борьбы с лесными пожарами за счет радикального сокращения трудозатрат на поддержание документооборота
Очевидно, что в ближайшие несколько месяцев руководству Минприроды и Рослесхоза придется сосредоточить свои усилия в первую очередь на охране лесов от пожаров. Год обещает быть относительно жарким, причем продолжительные засухи возможны в густонаселенных регионах Европейско-Уральской России, юга Сибири и Дальнего Востока - а страна к борьбе с пожарами по-прежнему не готова. Главной проблемой является нехватка людей, работающих в лесном хозяйстве и способных организовать раннее обнаружение и тушение лесных пожаров. В среднем по стране сохранившейся численности работников леса достаточно для того, чтобы уверенно бороться с лесными пожарами при средней (III класс) пожарной опасности по погодным условиям. При длительных периодах высокой или чрезвычайной пожарной опасности по погодным условиям (IV - V классы) количество пожаров в большинстве регионов быстро доходит до такого уровня, при котором задействуются все сохранившиеся в лесном хозяйстве силы, реагировать на новые пожары становится некому, ситуация выходит из-под контроля и начинает развиваться по катастрофическому сценарию.
В полной мере решить эту проблему в рамках действующего лесного законодательства (без восстановления лесного хозяйства как экономически самодостаточной отрасли) невозмножо, но некоторые дополнительные ресурсы для борьбы с лесными пожарами высвободить можно. Первое, что для этого нужно сделать - это радикально сократить объемы отраслевого документооборота и непроизводительной проверочной деятельности, особенно в самые горячие для лесного хозяйства сезоны. В настоящее время поддержание документооборота и обслуживание всевозможных проверочных мероприятий занимает не менее 3/4 рабочего времени руководителей и специалистов лесного хозяйства, занятых в лесничествах и органах управления лесами (причем чем выше уровень руководителя или специалиста, тем больше его времени в среднем уходит на бумагописание).
В настоящее время в лесничествах и лесопарках Российской Федерации (без федеральных ООПТ и лесничеств на землях населенных пунктов) работает около 36 тысяч человек. Сокращение количества рабочего времени, тратящегося на поддержание документооборота, с современного уровня (примерно 76%) до минимального (примерно 10%) позволило бы высвободить в одних только лесничествах и лесопарках, в пересчете на полную занятость, рабочее время почти 24 тысяч человек. Это примерно столько же людей, сколько сейчас занято во всех специализированных лесопожарных организациях по всей стране. Таким образом, за счет радикального сокращения бумагооборота можно примерно удвоить количество людей, способных работать в лесу и при необходимости обеспечить раннее тушение лесных пожаров. Дополнительные силы можно высвободить за счет сокращения документооборота в органах управления лесами субъектов РФ, в заповедниках и национальных парках, а также в самих специализированных лесопожарных организациях.
Добиться столь радикального сокращения документооборота в лесном секторе вряд ли возможно, но если сократить затраты времени руководящих работников и специалистов на бумагописание хотя бы вдвое - это уже позволит высвободить огромные силы для борьбы с лесными пожарами и для иной реальной работы в лесах. Значительная часть отраслевого бумагооборота бессмысленна, и ее сокращение не может привести ни к каким отрицательным последствиям (такой объем отчетной информации, который сейчас собирается федеральнми органами власти, в стране просто некому обрататывать и использовать). При этом в подготовке практически любого отчета для федеральных органов власти задействуется вся вертикаль управления лесами, вплоть до участковых лесничеств, поскольку итоговые данные получаются суммированием данных, собираемых с мест - поэтому сокращение бумагооборота в "федеральном" сегменте неизбежно приведет к высвобождению рабочего времени у специалистов на местах.
Для сокращения бумагооборота Минприроды и Рослесхозу необходимо провести инвентаризацию всей отчетной информации, которая собирается их подразделениями и подведомственными организациями, и определить, какая информация является излишней, или собирается слишком часто, или с чрезмерной детальностью - и исключить сбор этой информации (путем внесения изменений в формы ОИП, формы предоставления сведений о лесных пожарах и т.д.). Кроме того, необходимо запретить руководителям подразделений Минприроды, Рослесхоза и подведомственных организаций запрашивать эту информацию у руководителей и специалистов на местах, за исключением случаев крайней необходимости.
Особое внимание необходимо уделить проблемам, связанным с внедрением автоматизированной информационной системы государственного лесного реестра (АИС ГЛР): из-за критических недоработок этого продукта, а также из-за обилия излишней информации, которую требуется в эту систему вводить, ее внедрение привело к чрезвычайной перегрузки работников леса на местах бюрократической работой. По всей видимости, оптимальным вариантом сейчас является отказ от массового внедрения этой системы до устранения выявленных недостатков и обеспечения ее нормальной работоспособности.
Скорее всего, правовые меры по сокращению бумагооборота и отчетности смогут дать заметные результаты лишь после окончания пожароопасного сезона (поскольку формы ОИП утверждаются нормативно-правовыми актами, процедуры изменения которых весьма длительны). По всей видимости, для достижения результатов уже в нынешнем пожароопасном сезоне, Минприроды и Рослесхозу придется искать какие-то условно-правовые способы сокращения документооборота и отчетности, способные дать эффект до официального внесения изменений в соответствующие нормативно-правовые акты.http://www.forestforum.ru/viewtopic.php?t=14614