29.03.2013 Поджог не удастся скрыть. Это теперь наверняка знают ученики иркутского лицея №1, получившие занимательный урок в Испытательной пожарной лаборатории МЧС России по Иркутской области (ИПЛ).
На занятие и экскурсию к экспертам пришло 20 ребят из 10 класса с углублённым изучением естественных наук, в будущем планирующих связать свою профессию именно с этими дисциплинами.
- Мне остаётся учиться в школе ещё год, потом придётся выбирать университет, но я уже знаю, что дальнейшая моя работа будет связана с МЧС или МВД, - рассказал лицеист Даниил Лыткин. - Работа в криминалистике – по моему учебному профилю, мне это интересно, и я с этим уже немного ознакомлен.
Лекцию капитана внутренней службы Константина Кузнецова о секретах работы экспертов Даниил записывал подробно, и теперь он точно знает, что помимо судебных экспертиз специалисты ИПЛ занимаются исследованиями и испытаниями. Здесь проводят тесты на пригодность к применению пенообразователей, которыми для борьбы с огнём заправляют пожарные автомобили, а также выясняют воспламеняемость строительных материалов перед возведением или капитальным ремонтом домов, горючесть тканей защитных костюмов для работ, связанных с постоянным контактом с огнём. В этом же учреждении испытывают электрические кабели на нераспространение огня при замыкании, и вычисляют, сколько дыма и как быстро образуется при сгорании того или иного материала.
И конечно, устанавливают точную причину случившихся пожаров. Для этого на место возгорания выезжает одна из четырёх дежурных бригад ИПЛ. В полевых работах они используют передвижную лабораторию – с виду обычный микроавтобус ГАЗ с нанесённой на борта символикой МЧС России, но внутри буквально начинённый современными и точными газоанализаторами, приборами ультразвуковых и иных исследований. Для детального изучения отобранные на месте пробы привозят в Иркутск, где их подвергают подробным анализам.
- Конечно, в нашей работе основной инструмент – это лопата, - признался ученикам эксперт сектора судебных экспертиз капитан внутренней службы Константин Кузнецов. – Часто приходится буквально раскапывать пепелище, чтобы найти очаг пожара и взять с него нужный материал. Нередко злоумышленники пытаются замаскировать поджог под короткое замыкание, а иногда, чтобы избежать штрафа за нарушение правил безопасности, поступают наоборот. Наша задача – определить точно место, откуда началось возгорание и выяснить, что стало его причиной.
С некоторыми приборами, позволяющими решить эту задачу, десятиклассники познакомились непосредственно во время лекции. Коэрцитиметр после пожара определит на металлических конструкциях участок, намагничивающийся медленнее других, ультразвуковой дефектоскоп в бетонных балках найдёт место, где больше всего микротрещин, и то, и другое – верный признак того, что горение начиналось именно оттуда. Сильфонный аспиратор уловит в воздухе мельчайшие частицы легковоспламеняющихся и горючих веществ. Тестер отжига проводов скажет точно, на каком отрезке электрической цепи случилось замыкание.
Во время практической части занятия-экскурсии ребята стали свидетелями настоящего лабораторного исследования привезённого с реального пожара небольшого образца жидкости. В этом экспертам помог уже более сложный агрегат, установить который можно только в специализированных учреждениях, - спектрометр «Флюорат-Панорама». Он проводит точный спектральный анализ веществ и выдаёт на монитор компьютера уникальную диаграмму, по ней можно узнать интересующий специалистов состав материала, взятого из очага возгорания.
Оказалось, что помимо алюминиевого сплава в отобранном образце присутствуют следы автомобильного бензина. Значит, версия поджога становится более вероятной. После ещё нескольких лабораторных тестов их результаты с научно обоснованными выводами передадут дознавателям территориального Отдела надзорной деятельности УНД ГУ МЧС России по Иркутской области. А они, опросив свидетелей происшествия, установят точные обстоятельства пожара. Затем решится вопрос о возбуждении уголовного дела.
- Школьники к нам приходят регулярно, причём в последнее время всё чаще, - сказал Константин Кузнецов после занятия. – Здесь им всё интересно, они задают много вопросов о специфике профессии, о приборах, какое образование нужно получить, чтобы прийти сюда, хотят знать даже, какими льготами мы обладаем как аттестованные служащие, и какая здесь зарплата. Я думаю, в будущем кто-нибудь из них вполне мог бы работать в нашей лаборатории, потому что зачастую ребята приходят толковые и знающие теорию иногда на достаточно высоком уровне.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.http://www.gazetahot.ru/novosti/proisshestviya/10739-pozharnaya-laboratornaya-rabota.html