20.03.2013 ФБУ "Авиалесоохрана" опубликовало данные о состоянии подготовки субъектов РФ к пожароопасному сезону 2013 года. Судя по этим данным, субъекты РФ пока не очень готовы к началу пожароопасного сезона - хотя на самом юге России этот сезон уже начался, а в большей части регионов начнется в течение ближайших двух-трех недель. Данные ФБУ "Авиалесоохрана" приводятся внизу сообщения.
Следует, однако, отметить, что главные причины неготовности страны к борьбе с лесными пожарами лишь косвенно связаны с недоработками со стороны региональных властей. Этих причин три:
1. Разрушение экономических основ существования лесного хозяйства, и многократное сокращение штатной численности работников леса, в результате введения Лесного кодекса 2006 года. При старом законодательстве лесное хозяйство было в целом экономически самодостаточной отраслью, способной содержать главным образом за счет собственных средств почти двести тысяч работников леса. При новом лесном законодательстве у лесного хозяйства нет никаких шансов на экономическую самодостаточность - оно целиком зависит от бюджетного финансирования, а это финансирование в первую очередь расходуется на поддержание отраслевого бумагооборота. В результате количество людей, занятых в лесном хозяйстве, за время действия Лесного кодекса 2006 года сократилось примерно вчетверо, а количество людей, чьи должностные обязанности связаны с охраной лесов - примерно вшестеро. Теперь при низкой или средней пожарной опасности по погодным условиям, когда возгораний в лесах мало, достаточное для их тушения количество людей находится - а при высокой и чрезвычайной, когда возгораний становится много, силы быстро исчерпываются, и бороться с новыми пожарами становится просто некому.
2. Тотальная лесопожарная ложь - повсеместное и совершенно ненаказуемое искажение и сокрытие данных о количестве и площадях лесных пожаров. При этом система лесопожарной отчетности в лесном хозяйстве выстроена таким образом, что для получения "благополучных" данных о пожарах по итогам года, квартала или месяца необходимо начинать врать с самого начала соответствующего отчетного периода - иначе разные данные просто не сойдутся друг с другом. В результате многие субъекты РФ, в наибольшей степени страдающие от лесных пожаров, при появлении крупных лесных пожаров и катастрофическом развитии ситуации первым делом пытаются скрыть или сильно преуменьшить информацию о пройденных огнем площадях, угрозах и проблемах - а потом ситуация выходит из-под контроля, и даже дополнительные силы, привлекаемые из других регионов, уже не помогают.
3. Массовое распространение практики выжигания сухой прошлогодней травы, стерни и тростника, в том числе так называемых "контролируемых выжиганий", которые в реальности проводятся без обеспечения мер пожарной безопасности из-за нехватки денег. В основном травяные палы, в том числе "контролируемые", происходят на землях сельскохозяйственного назначения, транспорта и иных, вне лесного фонда. Однако, они являются одной из двух главных причин возникновения пожаров в лесах (на них приходится в течение года около 30-40 процентов лесных пожаров), и главной причиной возникновения пожаров на осушенных торфяниках и брошенных торфяных месторождениях (на них приходится не менее 80 процентов торфяных пожаров).
Эти три причины сыграли решающую роль в возникновении и развитии катастрофических лесных и торфяных пожаров в Европейско-Уральской России в 2010 году, на Европейском Севере и на Дальнем Востоке в 2011 году, и в Центральной Сибири и на Дальнем Востоке - в 2012 году. Ни одна из этих причин пока не была исправлена; соответственно, их действие в полной мере сохранится и в 2013 году. Поэтому возникновение катастрофических лесных пожаров в какой-либо части нашей страны в наступающем пожароопасном сезоне практически неизбежно, а возникновение их в наиболее густонаселенных регионах Средней полосы Европейской России можно оценить, исходя из повторяемости сухих и жарких лет, примерно в 30-40 процентов.
Ниже приводятся данные ФБУ "Авиалесоохрана". Следует учитывать, что неполная готовность субъектов РФ к борьбе с лесными пожарами отчасти связана с вышеперечисленными проблемами, отчасти дополняет их.
19 марта 2013 г.
О состоянии подготовки субъектов РФ к пожароопасному сезону - 2013
В ходе состоявшегося 12 марта 2013 года селекторного совещания Федерального агентства лесного хозяйства с Департаментами лесного хозяйства по федеральным округам проведен анализ готовности субъектов РФ к пожароопасному сезону.
По состоянию на 12 марта 2013 года Рослесхозом согласовано 78 сводных планов тушения лесных пожаров. Сводные планы Республики Марий – Эл и Ленинградской области находятся на рассмотрении.
По информации Департаментов лесного хозяйства по федеральным округам и органов исполнительной власти в области лесных отношений субъектов РФ приступили к выполнению мероприятий по противопожарному обустройству лесов Ростовская, Астраханская области, Краснодарский и Ставропольский края. В связи с устойчивым снежным покровом на большей части территории страны 76 субъектами Российской Федерации на 12.03.2013 г. мероприятия по противопожарному обустройству лесов не начаты.
В субъекты РФ в рамках субвенций из федерального бюджета поставлено 4043 единиц лесопожарной техники и оборудования, что составляет 98% от плановых поставок.
В целом в субъектах РФ на 12 марта 2013 года:
- утверждено 16121 маршрут наземного патрулирования (79% ) протяженностью 793,7 тыс. км, 389 маршрутов авиационного патрулирования (91%) протяженностью 170,2 тыс. км;
- организация мобильных групп пожаротушения выполнена на 41% (3167 групп численностью 18356 чел). Организовано добровольных пожарных дружин 3146 общей численностью 26040 человек - (65% );
- обучено на курсах по тактике и технике тушения лесных пожаров 4069 человек - (18,1%). Подготовлен 4031 руководитель тушения крупных лесных пожаров - (12% );
- подготовлено к работе 1082 пожарно- химические станции, в том числе 606 ПХС- 1 типа, 316 ПХС- 2 типа и 160 ПХС- 3 типа;
- подготовлено 164 авиаотделения - (86%) и 28 авиаточек - (14%), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря – 3963 (39 %), пожарно- наблюдательных вышек и мачт – 822 (62%). Организована работа 1025 наблюдательных пунктов на господствующих высотах и высотных объектах - (67%);
- подготовлено малых лесопатрульных комплексов 1126 (65%), 4000 автомашин легкового транспорта (55% ), 2570 автомашин грузового транспорта (44% ), 2534 пожарных машин (60% ), 781 автобусов/вахтовых автомобилей (41% ), 428 тралов (54%), 385 вездеходов (31% ), 4185 тракторов (40%), 1368 бульдозеров (31% );
- подготовка к работе воздушных судов, выполняющих лесоавиационные работы, составляет 56 единиц (33%). Готовность руководителей тушения крупных лесных пожаров составляет 1357 человек или 70% от запланированных объёмов на 2013 год.
В ходе совещания отмечены более высокие показатели готовности субъектов РФ к пожароопасному сезону в текущем году по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Вместе с тем отмечена недостаточная готовность сил и средств пожаротушения в следующих регионах.
В Центральном федеральном округе недостаточно готовы к пожароопасному сезону Владимирская, Калужская, Костромская, Липецкая, Орловская, Рязанская, Смоленская и Ярославская области. Во Владимирской области утверждено маршрутов наземного патрулирования 38,18%, не проводится организация мобильных групп пожаротушения и добровольных пожарных дружин, не начато проведение обучений и тренировок работников по тактике и технике тушения лесных пожаров. В Калужской области организация мобильных групп пожаротушения, добровольных пожарных дружин выполнена на 15%, организация добровольных пожарных дружин - на 13%, пункты снаряжения противопожарного инвентаря подготовлены на 18%, создание запаса ГСМ выполнено на 6,2%. В Костромской области организация мобильных групп пожаротушения выполнена на 12%, проведение обучения и тренировок работников по тактике и технике тушения лесных пожаров, подготовка руководителей тушения крупных лесных пожаров не начаты, пункты сосредоточения противопожарного инвентаря подготовлены на 11%, не созданы запасы ГСМ. В Липецкой области проведение обучений и тренировок работников по тактике и технике тушения лесных пожаров выполнено на 26%. В Орловской, Рязанской, Смоленской, Ярославской областях не проведено обучение и тренировки работников по тактике и технике тушения лесных пожаров.
В Северо- Западном федеральном округе недостаточная готовность сил и средств пожаротушения в рамках основных мероприятий отмечена в Архангельской, Вологодской, Ленинградской областях. В Архангельской области не проведено обучение и тренировки работников по тактике и технике тушения лесных пожаров, подготовка лесопожарной техники выполнена на 22%, создание запаса ГСМ выполнено на 2 %. В Вологодской области организация мобильных групп и добровольных пожарных дружин не начата, проведение обучений и тренировок работников по тактике и технике тушения лесных пожаров и подготовка руководителей тушения крупных лесных пожаров не проводится. Подготовка ПХС не выполнена, пункты сосредоточения противопожарного инвентаря не подготовлены. Подготовка пожарных машин составляет - 11.9%, автобусов - 2.4%, тралов - 11.4%, ранцевых огнетушителей - 10%, создание запаса ГСМ - 2,3%. В Республике Коми не проводится обучение и тренировки работников по тактике и технике тушения лесных пожаров, не проводится подготовка лесопожарной техники. В Республике Карелия не проводится организация мобильных групп и добровольных пожарных дружин.
В Южном федеральном округе недостаточная готовность сил и средств пожаротушения отмечена в Астраханской, Волгоградской и Ростовской областях в рамках основных мероприятий. Не проводится организация мобильных групп пожаротушения, организация добровольных пожарных дружин не выполнена, обучение и тренировки работников по тактике и технике тушения лесных пожаров не проводится, не создан запас ГСМ.
В Северо- Кавказском федеральном округе недостаточная готовность сил и средств пожаротушения отмечена в республике Дагестан, Чеченской Республике, Республиках Ингушетия, Северная Осетия- Алания, Кабардино- Балкарской и Карачаево- Черкеской Республиках. В Республике Дагестан не проводится организация мобильных групп пожаротушения, организация добровольных пожарных дружин, проведение обучений и тренировок работников по тактике и технике тушения лесных пожаров, подготовка руководителей тушения крупных лесных пожаров не выполнена, не создан запас ГСМ. В Чеченской Республике не проводится организация мобильных групп пожаротушения, организация добровольных пожарных дружин, проведение обучений и тренировок работников по тактике и технике тушения лесных пожаров, подготовка руководителей тушения крупных лесных пожаров. В Республиках Ингушетия, Северная Осетия- Алания, Кабардино- Балкарской и Карачаево- Черкеской Республиках не проводится обучение и тренировки работников по тактике и технике тушения лесных пожаров, подготовка руководителей тушения крупных лесных пожаров, не создан запас ГСМ.
В Приволжском федеральном округе в Ульяновской области подготовка к пожароопасному сезону не начата, за исключением разработки планов и сводных планов тушения лесных пожаров (100 %). В Республике Башкортостан и Пермском крае подготовка к пожароопасному сезону не начата, за исключением разработки планов и сводных планов тушения лесных пожаров (100 %), утверждения маршрутов наземного и авиационного патрулирования (100%).
В Уральском федеральном округе недостаточная готовность сил и средств пожаротушения в рамках основных мероприятий отмечена в Свердловской, Тюменской и Челябинской областях. В Свердловской области организация мобильных групп пожаротушения составляет 36%, организация добровольных пожарных дружин – 30%, не проведено обучение и тренировки работников по тактике и технике тушения лесных пожаров, пункты сосредоточения противопожарного инвентаря подготовлены на 3%, пожарно- наблюдательные вышки и мачты – на 11%, малые лесопатрульные комплексы – на 35%. В Тюменской области пункты сосредоточения противопожарного инвентаря подготовлены - на 40%, пожарно- наблюдательные вышки и мачты - на 69%, автомашины легкового транспорта - на 56%, вездеходы - на 24%, бульдозеры – на 10%, самолеты - на 25%. В Челябинской области пункты сосредоточения противопожарного инвентаря подготовлены на 11%, пожарно- наблюдательные вышки и мачты – на 46%, малые лесопатрульные комплексы – на 33%, тралы – на 14%, бульдозеры – на 14%, ранцевые лесные огнетушители – на 33%, радиостанции – на 37%, создание запаса ГСМ выполнено на 11%, огнетушащих химикатов и смачивателей – на 21%.
В Сибирском федеральном округе недостаточная готовность сил и средств пожаротушения в рамках основных мероприятий отмечена в Забайкальском крае, Омской и Томской областях. В Забайкальском крае организация добровольных пожарных дружин выполнена на 56,6%, проведение обучений и тренировок работников по тактике и технике тушения лесных пожаров выполнено на 10%, подготовка руководителей тушения крупных лесных пожаров выполнена на 73,8%. Лесопожарных тракторов подготовлено 18,9%, бульдозеров – 69,8 %, ранцевых лесных огнетушителей - 80,0 %, запас ГСМ составляет 41,1%, авиа ГСМ - 0%. В Омской области организация мобильных групп пожаротушения выполнена на 35,4 %, добровольных пожарных дружин - на 34,7%, обучение и тренировка работников по тактике и технике тушения лесных пожаров - на 47,6%, подготовка руководителей тушения крупных лесных пожаров - на 75%, создание пунктов состредоточения противопожарного инвентаря выполнено на 65,4%, подготовлено тракторов 64,4%, бульдозеров 14,6 %, запас ГСМ составляет 52,9%. В Томской области не проводится организация мобильных групп пожаротушения, не проведены обучения и тренировки работников по тактике и технике тушения лесных пожаров, не подготовлены руководители тушения крупных лесных пожаров, не созданы пункты сосредоточения противопожарного инвентаря, не создан запас ГСМ.
В Дальневосточном федеральном округе недостаточная готовность сил и средств пожаротушения отмечена в Республике Саха (Якутия), Приморском крае, Магаданской области. Еврейская АО и Амурская область не приступили к выполнению мероприятий по созданию и содержанию систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров. В Республике Саха (Якутия) авиаотделения подготовлены на 63%, малые лесопатрульные комплексы – на 75%, автобусы/вахтовые автомобили – на 33%, тракторы – на 57%, моторные лодки – на 33%, радиостанции – на 35%. В Приморском крае разработка планов тушения лесных пожаров выполнена на 27%, пункты сосредоточения противопожарного инвентаря подготовлены на 6%, тракторы - на 4%, радиостанции - на 40%, создание запаса ГСМ выполнено на 2%. В Магаданской области подготовка руководителей тушения крупных лесных пожаров выполнена на 52%, малые лесопатрульные комплексы подготовлены на 57%, пожарные машины на 53%, тракторы на 50%, бульдозеры - на 50%, радиостанции – на 57%, пожарный и хозяйственный инвентарь на 78%.
По итогам селекторного совещания Рослесхозом дано поручение Департаментам лесного хозяйства по федеральным округам усилить контроль за состоянием подготовки субъектов РФ к пожароопасному сезону- 2013.
С 25 марта 2013 года начнутся Межведомственные проверки разного уровня готовности субъектов РФ к пожароопасному сезону. Проверки федерального уровня будут проведены в Амурской области, Хабаровском, Приморском, Забайкальском, Пермском краях, Томской области, Республике Башкортостан, Ямало- Ненецком АО, Республике Карелия, Московской и Тверской областях. В составе комиссий будут работать представители Рослесхоза, МЧС России, Министерства обороны, Министерства внутренних дел, Министерства транспорта, Министерства связи и других министерств и ведомств.
Регионы будут проверяться по широкому кругу вопросов в области профилактики, мониторинга и тушения лесных пожаров, таких как:
- нормативно- правовое обеспечение деятельности исполнительных органов государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления по направлению реализации в пределах своей компетенции государственной политики в области обеспечения пожарной безопасности и защиты населения и территорий от ЧС;
- нормативно- правовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления по направлению реализации в пределах своей компетенции государственной политики в области обеспечения пожарной безопасности и защиты населения и территорий от ЧС (лесных пожаров);
- готовность исполнительных органов государственной власти субъекта РФ к пожароопасному сезону- 2013;
- готовность органов местного самоуправления к пожароопасному сезону- 2013;
- готовность ведомственных учреждений, предприятий и организаций к пожароопасному сезону- 2013 и др.
Срок окончания Межведомственных проверок федерального уровня по подготовке регионов к пожароопасному сезону – 15 апреля 2013 года.http://www.forestforum.ru/viewtopic.php?t=14356